Прихожане этого храма на Лазаревском кладбище уже привыкли к длинноволосым музыкантам и хиппи, которые приходят сюда ставить свечки и причаститься. Впрочем, если "поскрести" самих прихожан, то обнаружится, что и они когда-то увлекались рок-музыкой. Например, одна женщина стала верующей, когда прослушала рок-оперу "Иисус Христос Суперзвезда".
Сам отец Сергий, прежде чем стать монахом, вел бурную жизнь рокера и хиппи, о чем вспоминает без смущения.
- Первую рок-группу создали вместе с одноклассниками в школе, - рассказыв ает Рыбко. - У нас было всего три акустические гитары. В качестве ударных использовали два пионерских барабана. Когда группа распалась, я переключился на движение хиппи, о котором узнал из телепередачи "Международная панорама".
Правда, самих хиппарей он живьем еще не видел, а потому попутно увлекся анархизмом. А потом его привели в коммуну хиппи на улицу Горького.
Музыкант-анархист из Подмосковья не подозревал, что знакомство с длинноволосыми философами перевернет его внутренний мир. Те дали ему в руки православные книги. Но путь к вере оказался извилистым.
- Я вел кочевую жизнь, мотался по тусовкам, а в 1978 году отправился автостопом по стране. В Прибалтике мы трижды пытались провести съезд хиппи. В первый раз нас отвезли в какой-то латвийский городок, где не было тюрьмы. Поэтому нас несколько дней продержали в вытрезвителе. Затем посадили на поезд до Питера, но мы сбежали через окно в туалете. Съезд все-таки устроили под Ригой на берегу моря. Там я познакомился с одним бывшим хиппи Константином, который работал псаломщиком в московском храме. Он и привел меня в церковь.
В 19 лет рокеру, который вошел в круг православных людей, предложили место звонаря в храме на Рижской. Спустя несколько месяцев будущий священнослужитель уже работал псаломщиком в подмосковном храме, а в 1988 году уехал в Оптину пустынь и постригся в монахи. Пробыл там отец Сергий пять лет, и в 1994 году стал настоятелем московского храма на Лазаревском кладбище.
- От музыки и движения хиппи к тому времени я уже отошел, но старых связей не потерял, - рассказывает батюшка. - Когда жил в Оптиной пустыне, ко мне приезжали друзья-музыканты. Они все время спрашивали: "Почему нас называют сатанистами? Мы ведь православные люди!" И тогда я понял, что такие обвинения несправедливы и решил разговаривать с рокерами на их языке.
Первую проповедь на концерте он прочитал в 2002 году в ярославском доме культуры, куда его пригласил знакомый священник. В Ярославль отец Сергий вместе с собой привез московскую группу "Если" и православного гусляра. Зал стоял ходуном на протяжении всех трех часов выступления. Через несколько недель бывшего рокера вызывает архимандрит Арсений и говорит: "Иди, проповедуй на рок-концертах". Я тебя благословляю".
О бывшем музыканте в рясе уже вовсю говорили. Однаж ды на концерте публика трижды вызывала священника на бис, а когда он уходил со сцены, молодежь скандировала: "Мы православные!" В то время у него и родилась идея рок-клуба. Тогда к бывшему рокеру обратились музыканты клуба "Зеленая ветка", которых новые хозяева помещения, где он находился, выгнали на улицу.
- Приходите ко мне, - говорю парням. - Можете репетировать при храме в Бибирево, где я тоже служу. Выделил им помещение в воскресной школе, помог прикупить инструменты. А когда в храм зачастили другие музыканты, мы решили открыть настоящий рок-клуб.
Теперь сюда не зарастает тропа московских рокеров. Расположенный в одноэтажном здании воскресной школы он внешне отдаленно напоминает пристанище рокеров. Во дворе клуба стоит гипсовый макет памятника Виктору Цою, который хотели установить на Арбате. В небольшом зале, где проходят репетиции и концерты, стены увешаны иконами. А под ними - клавишные инструменты, колонки и ударная установка.
Сейчас в клубе репетируют десятки групп. Играют они по очереди, собираясь по определенным дням. Все музыканты платят членские взносы и по 100 рублей в час за аренду зала.
Молиться здесь насильно никого не заставляют, но требуют соблюдать правила: не богохульствовать, не материться и не приходить на репетиции под мухой - могут запросто выгнать. Да музыканты и сами не лезут на рожон. Они репетируют, ставят свечки и даже молятся.