С 26 по 31 июля в Юрмале пройдет юбилейный, 10-й Международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна». Накануне его основатель, знаменитый композитор Раймонд Паулс рассказал «Труду» о своих радостях и обидах, связанных с этим смотром.
— Раймонд Вольдемарович, это ведь вы в 80-е годы затеяли еще в советской Латвии столь масштабный ТВ-конкурс, открывший нашей эстраде Валерию, Александра Малинина, Азизу, Сосо Павлиашвили: Это вы вместе с Игорем Крутым в начале нулевых возродили проект, в какой-то момент разошлись с Игорем Яковлевичем и захотели уйти, но все же остались у руля…
— Нет-нет, я не остался у руля, я там не хозяин. Я этим всем не владею. Хозяин — телевидение. Хотя, конечно, конкурс в Юрмале мне не чужой. Годы летят стремительно, и вот уже мы отмечаем десятилетие «Новой волны» — конкурса, который задумывался как продолжение легендарной «Юрмалы» образца 80-х. «Новая волна» в начале 2000-х стала прорывом в новых политических и общественных условиях. Мы считали и продолжаем считать, что у музыки нет границ, что мы — старшее поколение эстрадных композиторов, продюсеров, артистов — должны думать о том, кто придет на смену, помогать талантам (бездарности, как известно, пробьются сами с помощью больших денег). Гражданство, территориальная принадлежность — не главное, главное — талант и желание громко заявить о себе.
Я действительно часто ворчал, критиковал «Новую волну», собирался отойти в сторонку — и сейчас говорю, что далеко не все у нас получилось в это непростое и, будем откровенны, далеко не лучшее время для творчества. Но конкурс наш все-таки не превратился в гламурную тусовку, он живет творчеством, рождает новые имена, реально помогает молодым. Каждое лето в Латвии собирается обойма звезд международного калибра, получающих многомиллионную аудиторию, и это радует даже такого критикана, как я! Для любимой нами всеми Юрмалы конкурс стал мощным стимулом для развития, создания новой инфраструктуры досуга. Десять лет для такого сложного, масштабного проекта — это очень немало, ведь многие ТВ-конкурсы, пытавшиеся конкурировать с «Новой волной», давно почили в бозе. Но если вспомнить, что конкурс песни в Сан-Ремо существует с 1951 года, а «Евровидение» — с 1956-го, то становится понятным, что наши 10 лет — только начало большого пути, если мы, конечно, собираемся работать над своими ошибками, меняться, совершенствоваться.
— Не так давно, в 2006 году, на «Новой волне» отмечали ваше 70-летие. А в этот раз состоится ли масштабный авторский гала-концерт по случаю уже следующего вашего юбилея?
— Да, но я к этому вечеру имею весьма опосредованное отношение. Мои друзья решили избавить меня от организационных хлопот, которые всегда столь мучительны для юбиляра, тем более в моем возрасте. Этот вечер будет сюрпризом не только для зрителей, но и для меня самого. Знаю только, что состав артистов, которые споют мои мелодии, будет необычным, прозвучит много молодых голосов, будут необычные трактовки старых шлягеров. Краем уха я услышал аранжировку, что сделал Владимир Пресняков, — мне очень понравилось.
— Правда, что Борис Моисеев вернется в Юрмале на сцену после болезни именно с вашей новой песней?
— Да, он вернется с целой новой программой, хотя я говорил ему: «Может быть, тебе лучше остановиться и не делать этого». Но когда понял, что Борис загорелся, что ему это жизненно важно, что сцена лечит, то, конечно, сделал ему новый номер «Римские каникулы», и, говорят, его неплохо принимают на клубных концертах.
— Всех, конечно, интересует, появится ли Алла Борисовна на юбилейном вечере маэстро Паулса…
— А как фестиваль может быть без музы?
— Это да, статус музы за ней закреплен на «Новой волне» официально. А на вашем вечере Пугачева споет?
— Я не знаю, это у Галкина надо спросить. (Иронично улыбается.) При чем тут я? Я всего лишь пианист, спокойно выйду и буду играть на рояле. Слышал я еще и то, что Валерия Леонтьева не будет, но я не в курсе, почему.
— А кто в этот раз приедет в Юрмалу из мировых знаменитостей?
— Конечно, они будут, но боюсь, я перепутаю имена, особенно новых звезд. Я ведь музыкант совсем другого поколения: Кстати, мы ровесники с концертным залом «Дзинтари», ему тоже исполняется 75. (Улыбается.)
— Раймонд Вольдемарович, в последнее время вы много работаете и в театре…
— С театром я никогда не расставался и уже могу называть себя таким латвийским театральным тапером. В нескольких спектаклях играю две-три песни, а два с половиной часа сижу в этих прожекторах, играю на плохом инструменте, стараюсь как могу, помогаю актерам.
— Удалось поставить в Риге спектакль по вашему песенному циклу на стихи Евгения Евтушенко?
— Этот проект неожиданно перенесся в Санкт-Петербург, на сцену театра-фестиваля «Балтийский дом». Режиссером стала рижанка Галина Полищук, с которой мы много работали в Латвии, в частности над мюзиклом «Керри. Ретроспекция». Весной Галина приехала в Петербург и начала работу с молодыми актерами. Конечно, им погружение в мир шестидесятников, в насыщенную образами и метафорами поэзию Евтушенко и в мою музыку далось нелегко. Но на днях я приехал в город на Неве, провел несколько репетиций с молодыми актерами и, несмотря на массу критических замечаний, был приятно удивлен той страстностью, с которой они погрузились в неизвестный им мир нашей молодости (действие спектакля происходит в начале 60-х). В сентябре — премьера.
— В этом петербургском спектакле вы тоже появитесь на сцене в амплуа театрального тапера?
— Продюсеры этого проекта, конечно, уговаривают меня сделать это, но я пока отказываюсь. Дело не только в том, что мне уже не так просто приезжать раз в месяц на два-три спектакля в другой город, а в том, что, боюсь, на сцене, среди юных актеров, я буду смотреться памятником. (Смеется.) Я бы с радостью вписался в какой-то проект с артистами своего времени, с Аллой и Валерой, с Ильей Резником, мы могли бы сейчас сделать что-то действительно интересное, и возраст не помеха. Но пока эти мои мысли не находят поддержки у моих старых добрых друзей по сцене. Зато мой давний друг и товарищ Марис Янсонс (всемирно известный латвийский дирижер, воспитанник петербургской школы, глава амстердамского симфонического оркестра «Концертгебау». — «Труд») уговаривает меня сыграть с симфоническим оркестром «Рапсодию» Джорджа Гершвина, поскольку я последние годы немножко снова начал играть на рояле. Конечно, я польщен, потому что Марис Янсонс — это мировая величина. Но я тут попробовал сыграть Гершвина: до конца добрался, однако понял, что не так все просто и мне надо еще много заниматься.
Резюме «Труда»
Раймонд Паулс, композитор
Родился 12 января 1936 года в Риге, Латвия.
Учился в Латвийской консерватории им. Я. Витола, окончил ее у профессора Германа Брауна по классу фортепиано (1958).
Работал в Рижском эстрадном оркестре. Автор шлягеров «Маэстро», «Миллион алых роз» и др. Народный артист СССР (1985). В 1991–1993 годах — министр культуры Латвии, в 1999-м выдвигался на пост президента.