Вел заседание председатель совета директоров, руководитель департамента оборонной промышленности и высоких технологий правительства Николай Моисеев. Мне удалось разыскать его в минувшие выходные на Урале, куда Николай Федорович приехал на день рождения отца, которому исполнилось 92 года.
- По чьей инициативе был собран совет директоров?
- По требованию государства - конкретно Росимущества, которому принадлежат 38,2 процента акций "Энергии". Хотел бы подчеркнуть: из 11 членов совета директоров "Энергии" шестеро являются представителями государственных федеральных структур. На заседании была представлена адресованная этим представителям директива правительства. Необходимо созвать внеочередное собрание акционеров "Энергии" со следующей повесткой дня: во-первых, о досрочном прекращении полномочий Н.Севастьянова и, во-вторых, об избрании нового руководителя корпорации. На пост президента предлагается кандидатура генерального конструктора Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики (Санкт-Петербург), члена-корреспондента РАН Виталия Александровича Лопоты.
9 из 11 членов совета директоров проголосовали "за". Против были сам Севастьянов и первый вице-президент корпорации Владимир Верхотуров.
- В чем причина отставки Севастьянова?
- Одна из главных - несогласованность действий руководителя РКК "Энергия" и Роскосмоса по принципиальным вопросам развития космонавтики. До настоящего времени у корпорации отсутствуют планы по реализации уже утвержденных федеральных целевых программ, связанных с освоением космоса. Предложения "Энергии", касающиеся важнейших направлений, по оценкам головного в отрасли института ЦНИИМАШ, являются нереальными. Инициатива, самостоятельность, безусловно, поощряются в нашей отрасли. Но при этом должны быть четкие, выверенные планы по претворению в жизнь того, что уже принято, утверждено.
- Речь идет о должности высокого уровня. Согласовывался ли этот вопрос с руководством страны?
- Разумеется. Корпорация "Энергия" входит в перечень важнейших стратегических организаций, кадровые решения по которым принимаются правительством по согласованию с администрацией президента. Хотел бы заметить, что космонавтика - особая сфера, которая в соответствии с Конституцией находится в ведении государства. При этом по международным договоренностям государство всегда отвечает за результаты космической деятельности, в том числе за возможный ущерб третьим лицам, кто бы ни реализовал в стране космические проекты. Логично, что и ключевые кадровые назначения в компетенции государства.
- В повестке дня общего годового собрания акционеров "Энергии", которое состоится 14 июля, нет ни слова о кадровых переменах...
- Правильно. По существующим правилам надо объявлять такую повестку дня за 40 дней до собрания. Поэтому 31 июля, как раз через 40 дней после заседания совета директоров, состоится внеочередное собрание. Оно и рассмотрит вопрос об отставке Севастьянова, избрании нового президента корпорации. А до этого времени руководство РКК "Энергия" будет осуществлять Александр Стрекалов. Что же касается очередного общего собрания акционеров, то оно состоится, как и запланировано, 14 июля.
Мы уверены, что кадровые перемены не скажутся отрицательно на выполнении задач, стоящих перед отечественной космонавтикой.
После этой беседы я узнал, что Севастьянов сдаваться не собирается. Стало известно и о том, что еще 22 июня правление РКК "Энергия" выразило "полное доверие и поддержку действующему президенту корпорации". Принято решение обратиться к первому вице-премьеру Сергею Иванову с просьбой создать открытую межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов взаимоотношений между руководством Роскосмоса и корпорации. Между прочим, состав правления РКК "Энергия" был сформирован самим Севастьяновым. Совет директоров рассмотрел этот документ правления, но он никак не повлиял на позицию участников обсуждения.
Г-н Севастьянов не раз удивлял ученых технически непроработанными предложениями, громкими заявлениями. Теперь он решил пободаться с государством, чтобы остаться в кресле начальника. Ущерб деловой репутации и имиджу корпорации наносит не решение совета директоров об отставке Николая Николаевича, как это утверждается в документе, принятом правлением "Энергии", а действия самого Севастьянова. Причем репутации не только в России, но и за рубежом.