Дальше - пафосный Чубайс с резво вскинутой в реформаторском порыве головой. Заразительно смеющийся Лужков в неизменной кепке и пламенно-красной (в цвет московского герба?) рубашке. Зюганов в буденовке тоже смеется, но как-то натужно. Жириновский по надутой задиристости, пожалуй, переплюнет и Чубайса, хотя заместитель главного либерал-демократа Алексей Митрофанов, глядя на картину, глубокомысленно прокомментировал: взгляд философа устремлен в будущее... Чего только не скажешь в высоком штиле, когда речь - о начальнике. Но по мне, так все они изображены с долей иронии, где мягкой (Лужков), а где и не очень...
Есть, правда, несколько портретов, где художники сочли иронию неуместной. Например, Шойгу у них просто по-доброму улыбается - в самом деле, к чему смеяться над одним из ключевых силовых министров. Взгляд Алексия II, напротив, очень серьезен, даже цепок, но Патриарха нам представили тоже в совершенно неофициальном облике, без привычной митры - по-домашнему.
А вот персонаж, который единственный из всех фигурирует на выставке дважды: в партикулярной обстановке, мило улыбающийся (и в потрясающем, доложу я вам, плаще песочного цвета), а еще на рабочем месте, искоса сверлящий глазами кого-то невидимого нам и, по-моему, собирающийся его распечь. Догадайтесь с трех раз, о ком разговор... Впрочем, уверен, что и с одного сообразите, кому такая честь. Путин - вообще "слабость" Врубеля. Он даже целый календарь президенту посвятил - "Двенадцать настроений". Благо и лицо у персонажа выразительное, и от выражения этого лица очень многое зависит в нашей с вами жизни... Уже, говорят, запланировано переиздание на 2007 год. Насчет 2008-го художники пока не думали, но присутствовавшие политики (впрочем, среди них не было ни одного героя выставки - преимущественно второй и третий эшелоны Думы) настоятельно советовали подумать.
Сам же Дмитрий категорически отметает малейшее подозрение в политической ангажированности. Уверяет, что президента пишет только потому, что человек этот ему крайне интересен. Любопытствую, как удалось заполучить Путина (да и других персонажей) на долгие студийные сеансы. Оказалось, никаких сеансов, все портреты переписаны с фотографий. Метод копирования известен с древности: оригинал (в данном случае фото) делится на квадратики, они воспроизводятся на холсте в красках. Занятно, что начинает писать один - допустим, Дмитрий, через некоторое время на его место становится Виктория, ее снова сменяет супруг (художники как познакомились в 1996 году, так и живут и работают вместе, да еще сына завели в дополнение к троим детям Дмитрия от первого брака).
Свой творческий метод чета Врубелей определяет как разновидность поп-арта. В этом Дмитрий отличается от своего двоюродного пра-пра-прадеда, великого художника-символиста. Правда, в молодости Михаил Александрович пробовал силы и в иконописи- расписывал киевские храмы. Тут потомок кое-какие традиции от него унаследовал: сейчас в Третьяковке на выставке, посвященной русскому искусству ХХ века, экспонируется картина Дмитрия "Ангелы небесные и черти земные", где в иконописном духе показано столкновение между нашими десантниками и немецкими скинхедами в Германии начала 90-х. Тогда живописец и не подозревал, сколь актуальным окажется этот сюжет в следующем столетии, причем уже не на немецкой, а, увы, на нашей земле.