Завершившийся в Праге съезд Чешско-моравской конфедерации профсоюзов (ЧМКП) не принес никаких сюрпризов. 62-летний Рихард Фалбр, который с 1992 года возглавлял крупнейшее в стране профсоюзное объединение, о своем уходе сообщил уже несколько месяцев назад. Было известно и то, что этот харизматический лидер, которого называли не иначе как "папой трудящихся", останется в политике, так как уже второй срок он одновременно является сенатором, которого выдвинула в парламент и поддерживает партия социал-демократов.
За время, прошедшее после так называемой "бархатной революции" ноября 1989 года, чехословацкие, а потом и чешские профсоюзы столкнулись с множеством проблем, как, впрочем, и повсюду, где проходил "мирный переход" от социализма к капитализму. Фалбр пришел, когда от бывших "приводных ремней партии" почти ничего не осталось. Он ставит себе в заслугу то, что люди уже не рассматривают профсоюзы, как пережиток коммунистической эпохи, однако признает, что молодежь все же не любит их за "тяжеловесность и закостенелость".
Многие аналитики считают, что руководство ЧМКП практически отказалось от забастовочной борьбы и делает ставку на переговоры, в то же время прибегая к радикальной риторике. Именно это вызвало раскол и привело к созданию собственных организаций, в частности, трудящимися сельского хозяйства, железнодорожного транспорта, работниками культуры. Численность самой ЧМКП с 1995 года сократилась более чем вдвое. Опрос общественного мнения, проведенный накануне съезда, показал, что лишь один из четырех чехов считает, что профсоюзы необходимы для защиты интересов трудящихся. 15 процентам населения они вообще не нужны, а почти 40 процентов опрошенных против профсоюзов ничего не имеют, но готовы обходиться и без них.
Профсоюзный съезд большинством в 96 процентов голосов избрал своим лидером бывшего правой рукой "папы" 48-летнего социал-демократа и тоже сенатора Милана Штеха. "Конфедерация остается в хороших руках", - заявил на прощание Милан Фалбр.