Главная Культура 00:11 25 Ноября 2022 7327
Экоактивисты распоясались

Они избрали мишенью мировые шедевры – и это уже похоже на пандемию

Елена Широян, искусствовед
«Подсолнухов» Винсента Ван Гога «угостили» томатным супом

Суп из консервной банки — почти такой, как на знаменитой картине Уорхола. А еще картофельное пюре, торт... Это не меню комплексного обеда, а минимальный ассортимент блюд, которыми в последние полгода экоактивисты «угостили» целый ряд шедевров искусства. Добавьте к этому тех, кто в разных странах приклеивал себя и приковывал наручниками к картинам, к постаментам статуй и к решетке Капеллы дель Арена в Падуе, хранящей фрески Джотто. Цель вроде бы благородная — напомнить о проблемах экологии (группа Just Stop Oil и ей подобные борются с глобальным потеплением, требуя от правительств прекратить добычу ископаемого топлива, ограничить скорость движения и т. п. и т. д.). Но можно ли мировые проблемы решать столь варварскими способами?

Экоактивисты, похоже, нащупали нерв. Выйдешь с плакатом на площадь или на трассу — никто не заметит. А вот ляпнешь тортом по шедевру — шум гарантирован, даже если произведения серьезно не пострадали. И акции такие, множась десятками, все больше начинают походить на увлекательный флешмоб. Вот только в игре этой так легко перейти опасную черту.

Нынешним летом нападениям подверглись художественные галереи в Глазго и Манчестере, а в Лондоне — Галерея Курто, Королевская академия художеств и Национальная галерея. Атакованы «Персиковое дерево в цвету» Винсента Ван Гога, «Эолова арфа Томсона» кисти Уильяма Тернера, «Телега для сена» Джона Констебла... Затем последовали атаки на скульптуру Умберто Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве» в Милане, скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья» в Музеях Ватикана, «Сикстинскую мадонну» Рафаэля в Дрездене, полотна Пуссена и Кранаха в той же Германии. Осенью итальянские «повстанцы» добрались до «Бури» Джорджоне — знаковой работы великого художника в венецианской Галерее Академии. Эстафету подхватили члены группы Extinction Rebellion в Австралии, приклеившие себя к «Резне в Корее» Пабло Пикассо, а их «коллеги» из Stop Fossil Fuel Subsidies разрисовали синим картину Энди Уорхола в Национальной галерее страны. А теперь с тортов и консервов некоторые экозащитники уже переходят на саму нефть...

Право, я бы сама присоединилась к экопротестам. Конечно, не с помощью налетов на картины и скульптуры даже с ложкой еды, что мне, бывшему музейному хранителю, претит категорически. Но все больше людей на планете всерьез воспринимают угрозы, которые несет миру глобальное потепление. Из-за таяния ледников могут превратиться в новую Атлантиду города, стоящие у моря: Амстердам, Венеция, Лондон, Нью-Йорк, Петербург — и это только начало длинного списка.

Но поглядим на действия активистов без романтического флера. Тут прослеживается определенный алгоритм при всем разнообразии «палитры», то есть творений художников в различных музеях. Среди первых обиженных был Леонардо, чья «Джоконда» получила тортом по загадочно улыбающемуся лицу на равных с восковой копией нового британского короля в Музее мадам Тюссо. И в большинстве других случаев объект нападения легендарен, создан автором с мировым именем — взять «Весну» Боттичелли или «Подсолнухи» Ван Гога. Ни картина, ни рама (ведь и она ценна) не страдают сколь-либо заметно. Это укладывается в парадигму правового государства, чьи граждане твердо знают о неотвратимости наказания. Штрафы за повреждение музейных ценностей, застрахованных на суммы с многими нулями, могут быть весьма ощутимы, и «сознательные борцы» выбирают экспонаты, защищенные от внешних воздействий. Не секрет, что в солидных музеях большинство картин хранятся под стеклом, не дающим бликов и не рассыпающимся при ударе на мириады осколков. Работы ювелиров и мелкая пластика экспонируются в витринах с сигнализацией. А уж если говорить о смотрителях, то у меня при воспоминании о Лувре сразу встают в памяти охранники всех цветов кожи спортивного телосложения. Когда завершается рабочий день музея, эти молодые дамы и кавалеры медленно, но неуклонно выдавливают последних посетителей из залов. Униформа делает их похожими на полисменов, так что и в мыслях не держи чего-либо злого... Правда, остаётся загадкой, как грабителям удается то и дело выносить ценнейшие вещи из разных музеев мира, но это отдельная тема.

Впрочем, на видеоролике, облетевшем интернет после 15 ноября, когда в Вене было атаковано полотно Климта «Смерть и жизнь», заметно, что и немолодой охранник оказался на высоте. Служитель Музея Леопольда сгреб в охапку молодого человека, едва успевшего облить картину черной маслянистой жидкостью. Все потеки быстро убрали реставраторы, но их успела зафиксировать камера, скорее всего, соучастника акции — как и недолгий эпизод борьбы с нарушителем, проворно выдворенным из зала. Правда, другая «активистка», приклеив ладонь к стеклу картины, минут пять произносила лозунги. Интересно, что акцию провели в тот день, когда вход в музей был бесплатен за счет нефтяной компании. Тем хуже для музея, считают активисты природоохранного движения Letzte Generation («Последнее поколение»).

Эпизод с энергичным смотрителем-ветераном, не чета российским «музейным бабушкам», и вялыми худосочными «борцами» (не забудем, что за сопротивление сотруднику музея суд ужесточил бы наказание) напомнил о похожих случаях в нашем отечестве, увы, гораздо более травматичных для искусства. Например, в 1985 году в Эрмитаже гражданин СССР облил картину Рембрандта «Даная» — и, увы, не супом и даже не нефтью, а кислотой. Житель Литвы Бронюс Майгис объяснил свой варварский поступок политическими мотивами. На беду, никаким стеклом шедевр защищен не был, и спасали и лечили его не один десяток лет. Дзержинским судом Ленинграда вандал был признан (чтобы не вышло политического скандала?) невменяемым и отправлен на принудительное лечение...Но почему ведущий музей страны оказался так нищ или беспечен, что не мог застеклить важнейший экспонат, почему в залы можно было пронести столь опасную жидкость? Извините, но СССР 1980-х вовсе не был дикой страной в джунглях, несмотря на шутки о «Верхней Вольте с ракетами». По крайней мере в отношении музеев — хорошо помню, как при входе во многие из них посетителей заставляли не только сдавать большие сумки, но и надевать жуткие войлочные бахилы с тесемками, и попробуй откажись! Милиция охраняла периметр, внутри которого тоже не царила отсталость: сигналы тревоги давно применяли и у нас. Тем не менее, плеснуть кислотой в Рембрандта оказалось возможно.

Прошло более 30 лет, и история сделала круг, «зацепив» неласковым крылом картину Ильи Репина «Иван Грозной и сын его Иван» — спустя век после того, как то же полотно было изрезано безумным иконописцем Балашовым в январе 1913 года. Картину в 2018-м не спасли ни стекло, ни ограждение: именно столбиком для бархатной веревочки — преграды только для законопослушных — дубасил по легендарному холсту пьяный дебошир. Хорошо, что полиция прибыла быстро, а реставраторы восстановили живопись классика. Но кто знает, где и как случится следующий акт вандализма?

Наши «злоумышленники» могут не так хорошо знать законы, как активисты Запада, зато понимают, что суд не всегда «суров, но справедлив». Недавняя история с охранником Ельцин-центра в Екатеринбурге, который пририсовал глаза персонажам картины ученицы Малевича Анны Лепорской и был оправдан как ветеран боевых действий с ментальными проблемами, может «вдохновить» некоторых борцов за неведомые идеалы. А таковых у нас хоть отбавляй: вспомните хоть многочисленные случаи погромов художественных выставок... Закрыть же все картины небьющимся стеклом, поставить у входа в музей аппаратуру, как в аэропорту, чтобы проверять сумки и карманы, да еще пригласить для охраны залов дюжих парней готов далеко не каждый даже из столичных музеев. Что уж говорить о сокровищницах Воронежа, Самары, Серпухова и сотен других российских хранилищ шедевров...

P. S. Вследствие акций экоактивистов могут подорожать билеты в крупнейшие музеи. Так, министр культуры Италии Дженнаро Санджулиано предупредил, что необходимо незамедлительно закрыть все картины стеклянными витринами, а это потребует значительных расходов казны и нации.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9369
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7067
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?