Проблема в том, что отравление тяжелыми металлами (или как это называют врачи - "синдром мегаполиса") невозможно быстро вылечить. Это - борьба на годы, если не на всю жизнь. Тем более что у нас нет еще серьезного опыта решения проблемы. Если экологических карт Москвы, отмечающих загрязнение почвы, воды, воздуха, составлено уже множество, то карта, показывающая, насколько "нафаршированы" тяжелыми металлами организмы жителей разных районов столицы, в этом году появилась впервые. Для того, чтобы получить достаточно полную картину, специалисты испытательного центра при Госсанэпиднадзоре под руководством доктора медицинских наук Анатолия Скального взяли образцы волос у 25 тысяч москвичей из разных районов и провели анализ на наличие в организме двух с половиной десятков химических элементов.
Об удручающей картине исследований, результаты которых в ближайшие дни будут обнародованы на заседании Мосгордумы, - чуть ниже. Для начала, чтобы узнать, как проводилось это беспрецедентное исследование (а заодно и самому провериться на свинец-мышьяк), я отправился в лабораторию доктора Скального.
- Для анализа берем волосы, а не кровь просто потому, что это быстрее. А так - подойдет любой компонент организма: хоть моча, хоть ногти, - поясняет лаборант.
Я отстригаю для исследования прядку волос, и тут же их помещают в мензурку со специальным раствором. Происходит "мокрое озоление" - волос растворяется, а все содержащиеся в нем вещества равномерно распределяются в жидкости. Затем эта жидкость распыляется в плазменном факеле атомно-эмиссионного спектрометра, и по характеру излучения определяются присутствующие в растворе элементы. Анализ длится несколько минут, затем (это уже дольше) компьютер обрабатывает результаты и выдает резюме в виде увесистой распечатки. Оказалось, что мой организм "перевыполнил" (хоть и незначительно - все же в центре города только работаю, а живу на окраине) норму по мышьяку и свинцу с кадмием. Содержание хрома оказалось ниже нормы, что не очень здорово, но лучше чем перебор, так что многие могут только позавидовать. Ведь шестивалентный хром - пособник роста раковых опухолей, а этот элемент (не всегда, правда, в шестивалентной форме) в опасном избытке у целого миллиона москвичей.
- У жителей каждого района Москвы свой "фирменный" набор тяжелых металлов, - рассказывает доктор Скальный. - Например, в Центральном административном округе самая высокая концентрация свинца. Он в основном попадает в воздух в составе автомобильных выхлопов, и этот аэрозоль мгновенно "усваивается" организмом. Особенно страдают дети: предельно допустимое содержание свинца превышено у шести процентов юных жителей центра. А ведь плюмбум задерживает интеллектуальное развитие ребятишек, повышает утомляемость и агрессивность. Самое печальное - он очень медленно выводится из организма. Даже если "носителя свинцовых волос" поместить в экологически чистую среду - на очищение организма уйдет лет десять. Если, конечно, не использовать специальные препараты.
- А такие есть?
- На счастье человека, некоторые металлы не уживаются друг с другом. Антагонистами свинца являются кальций и магний. Это и используют медики. В США, например, ежегодно выделяется два миллиарда долларов только на препараты, предназначенные для борьбы с избытком свинца у детей. Американцы подходят ко многим вопросам прямолинейно: хочешь снизить агрессию и преступность в обществе - снижай уровень тяжелых металлов в организме детей. И получают, представьте, положительный результат.
- У нашей страны, у Москвы денег на такое прямолинейное решение проблемы, похоже, нет?
- Я вхожу в комиссию Мосгордумы по экологической политике и могу сказать: московские парламентарии попытаются найти средства. Очень важно, что сейчас в Москве хотя бы начали понимать серьезность проблемы, именно это и позволило нам провести глубокие исследования. Несколько лет назад тему просто игнорировали. Наши специалисты проводили мониторинг в Челябинской, Смоленской областях, на Сахалине... В 36 регионах страны - только не в столице.
А что же касается средств на борьбу не только со свинцом - всеми тяжелыми металлами, наши специалисты примерно подсчитали, в какую сумму можно уложиться. Она такова: один рубль на одного ребенка в день. Думаю, судьба подрастающего поколения стоит таких расходов. На днях карта, показывающая зараженность людей тяжелыми металлами, будет разослана всем префектурам столицы, мой доклад заслушает столичный парламент, и надеюсь, Мосгордума примет соответствующее решение по профилактическим мероприятиям.
- Вернемся к округам. Самый загрязненный тяжелыми металлами - Центральный. Какой самый чистый?
- Центр тоже неравномерен. Грязнее всего, это многих удивит, - Замоскворечье, там целый букет тяжелых металлов. А вот Фрунзенский район, хоть тоже в центре, - один из чистейших в городе. Он хорошо продувается ветром, окружен лесопарковыми зонами, почти не имеет грязных предприятий.
Все жители столицы перегружены кадмием, но особенно - население северо-запада и юго-востока. Период полувыведения этого металла из организма - 40 лет! То есть остается "с нами" практически навсегда. И его избыток обнаружен у 11 процентов взрослого населения СЗАО и девяти процентов детей СВАО. Количество и опасная дозировка "накопленных" металлов зависит от возраста, поэтому мы проводим исследования отдельно для детей и взрослых.
В группе риска заражения мышьяком - жители центра, юго-востока и юго-запада. И в первую очередь дети. Этот канцероген первого класса опасности чреват раком легких, кожи, печени, заболеваниями крови, центральной нервной системы, может привести к глухоте. Его тяжело вывести, но известно, что накоплению мышьяка препятствуют селен и цинк.
Избыток цезия опасен тем, что вызывает дефицит кальция. Становятся хрупкими кости и зубы. Повышенная концентрация кобальта и свинца блокирует усвоение йода. Можете сколько угодно пить йодосодержащие таблетки - без толку, зоб не проходит. А носители этих металлов есть в каждом округе.
Еще один "паразит", донимающий москвича, - никель. Больше всего страдающих (которые рискуют получить хронические заболевания верхних дыхательных путей) - на юге, западе Москвы и в Зеленограде.
- Тяжелая картина. Москва, очевидно, один из самых "металлизованных" городов страны?
- Нет. Экология города выиграла от остановки многих вредных предприятий, рекультивации зараженных почв. Наша лаборатория и клиника биотической медицины возникли по решению Минздрава 14 лет назад. Соответственно есть пациенты, которых наблюдаем уже больше десятилетия. И можно сделать вывод, что "загрузка" тяжелыми металлами в целом уменьшается. Исключение составляет свинец, которого "благодаря автотранспорту" стало, конечно, намного больше.
Санкт-Петербург по тяжелым металлам вдвое грязнее Москвы. Некоторые города Челябинской области, Южного Урала в десятки раз грязнее. Но если судить не по проценту населения, а по количеству страдающих от "синдрома мегаполиса", Москва, конечно, остается печальным лидером. Скажем, в Челябинске избыток свинца в организме у 40 процентов детей, в столице в среднем - менее чем у пяти. Но если эти проценты перевести в абсолютную цифру, обозначающую тех, кому требуется помощь, в Москве их больше.
- А какие регионы страны самые благополучные?
- Чувашия, Белгородская область. Но во многих, казалось бы, благополучных регионах уже другая проблема: не избыток, а острый дефицит некоторых металлов. И эту проблему тоже нужно решать назначением микроэлементных комплексов. Сейчас мы (составив подробные карты) знаем, какие микроэлементы назначить ученикам буквально каждой школы столицы. Надо бы сделать эту работу и для всей страны.
- Вернемся к Москве. Несколько недель над городом стоял едкий дым от горящих лесов и торфяников. Вы изучали, какие "новые" вещества благодаря этому накопились в организмах москвичей?
- Исследования не получилось, поскольку для него нужен был специальный заказ от санэпиднадзора и определенная помощь Росгидромета. Их не последовало. Рискну предположить, что государство не очень-то стремилось узнать правду про этот дым и взвешенные в нем частицы. Возможно, она не выгодна кому-то. Пока очевидно, что от задымления особенно страдали дети и беременные женщины. Если дым вернется - советую принимать цинковые препараты. Они даются подводникам, пожарным, людям, работающим в шахтах, поскольку этот металл активирует угольную ангидразу - фермент, расщепляющий СО, СО2 и кое-что еще...
- До сих пор мы касались только тяжелых металлов, но ведь "синдром мегаполиса" включает еще проблему радиоактивных изотопов...
- Вынужден вас разочаровать, эти данные пока "закрыты"...
Наш разговор прерывается телефонным звонком. Из НИИ скорой помощи везут образцы тканей коматозного больного. Анализы, взятые в больнице, не дают ответа - что за вещество привело к клинической смерти. Похоже, речь о передозировке тяжелых металлов. Ответ можно получить только в этой лаборатории...