Главная Культура 00:01 25 Июня 2021 15018
Владимир Котт: Никогда не буду снимать кино про маньяков, такие фильмы - зло

Новая работа известного кинорежиссера - самое, пожалуй, его личное высказывание

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Главный герой нового фильма Владимира Константиновича - режиссер-неудачник, который снимает сериальное мыло про ментов, а сам грезит о Каннах и Венеции

После проката в кинотеатрах сразу на трех интернет-площадках появился фильм со странным, на первый взгляд, названием «Конец фильма». Это новая работа известного кинорежиссера Владимира Котта, хорошо знакомого зрителям по фильмам и сериалам «Родственный обмен», «Заступники», «Петр Лещенко», «На дне», «Муха», «Громозека», «Карп отмороженный»... Всего в его творческом багаже — порядка 25 (!) поставленных фильмов. Картины режиссера получали призы в России, Германии, Бельгии, Франции, Италии, Китае, Чехии. Но «Конец фильма», пожалуй, — его самое личное высказывание.

Владимир Котт на премьере своего нового фильма в кинотеатре «Художественный»

— Владимир, главный герой вашего фильма — режиссер-неудачник, который снимает сериальное мыло про ментов, а сам грезит о Каннах и Венеции. В этом сюжете отразились какие-то ваши личные переживания и комплексы?

— Частично. Потому что совсем уж убогое «мыло» про ментов я не снимал. На эту тему у меня был только 16-серийный сериал «В зоне риска» для канала «Россия», но при этом я пытался привнести в него что-то свое. Главный герой моего фильма, 40-летний режиссер Митя, подобен работяге, который на заводе изо дня в день штампует одну и ту же деталь. Только мой персонаж год за годом штампует сериалы. И в какой-то момент он решает разорвать порочный круг и сбежать подальше от всего этого.

Было ли со мной такое? Однажды я снимал один довольно успешный сериал. Но в какой-то момент увидел, что все идет не так. Что я все время соглашаюсь на компромиссы. Занимаю в съемках не тех актеров, которых хочу. Снимаю примитивно, плоско, без постановки перед собой и группой сложных художественных задач. Мне физически стало от этого плохо, и меня прямо со съемочной площадки увезли в больницу.

Слава богу, у меня есть брат (известный режиссер Александр Котт, постановщик «Брестской крепости», «Спитака», «Обратной стороны Луны» . — «Труд»), он приехал, продолжил смену, а потом еще три дня снимал, пока меня не выписали из больницы. В больничной палате мною и придумалась эта история.

— Правильно ли я понимаю, что сериалы вы снимаете зачастую ради денег, а большое кино — ради искусства?

— Скажу как на духу: если бы у меня была такая возможность, от некоторых снятых мною сериалов я бы сегодня отказался. Но это не значит, что я снимаю только ради денег. Все-таки я пытаюсь свой режиссерский почерк привнести и в сериалы. Но тут надо понимать одну вещь. В сериальном производстве есть такое понятие: норма выработки. За смену надо снять 10-12 минут полезного материала. Поэтому на «художества» просто нет ни сил, ни времени. Снимаешь очень просто, без особых визуальных затей. Приходится в буквальном смысле умирать на площадке.

Почему я это делаю? Потому что я конченный трудоголик, не могу сидеть на диване без дела. Я все время или снимаю, или монтирую, или пишу сценарий, или выбираю натуру, или вновь еду в экспедицию. А вот кино для большого экрана я всегда снимаю по своим сценариям. Единственное исключение — фильм «Карп отмороженный», но и то его сценарий написан при моем участии. То есть, фильмы для проката — это мое авторское кино. В нем я в гораздо большей степени выражаю себя, свои мысли, эмоции, представления о настоящем искусстве, чем в сериалах.

 Владимир Котт с Алисой Фрейндлих на премьере фильма «Карп отмороженный»

 — Насколько я знаю, ваши прокатные фильмы, получавшие призы по всему миру, ни разу не получили господдержку. Это странно. Как можно было не поддержать, к примеру, добрый, светлый фильм «Карп отмороженный», в котором снялись Алиса Фрейндлих, Марина Неелова, Евгений Миронов?

— Для меня это тоже было сюрпризом. В какой-то момент я просто перестал подавать свои заявки в минкультуры. Дождался нового министра, опять подал заявку — и опять «пролетел». Притом, что многие эксперты, мне это доподлинно известно, были за меня. Более того, у меня есть проблемы и с моими телевизионными картинами. Три с половиной сериала у меня зависли на Первом канале. Один из них лежит там с 2014 года. В нем заняты Юрий Мефодьевич Соломин, Женя Ткачук, Игорь Петренко. Состав просто бомбический. Это история про то, как некий авангардный художник в 1980 году хотел себя поджечь во время церемонии открытия Московской олимпиады. Боятся аналогий с актуальной повесткой?

Уже пять лет без движения лежит на Первом канале мой сериал «Уголь» про шахтеров, снятый в редком жанре производственной драмы. В нем тоже заняты блистательные актеры — Юра Борисов, Юля Хлынина, Виктория Толстоганова, Инга Оболдина, и тоже нет объяснений, почему он не может выйти к зрителю. Сериал «Заступники» про советских диссидентов вообще сняли с эфира на середине показа. Порезали и сказали, что будет второй сезон, может и покажут, но у меня мало иллюзий на этот счет.

Владимир Котт на съемках сериала «Уголь»

Можно строить разные конспирологические теории на счет того, почему так происходит. То ли дело в выборе мною «неудобных» тем, то ли в моей репутации либерала, достаточно критически оценивающего современную действительность. То ли в министерстве культуры есть какой-то потайной ход, через который пускают исключительно благонадежных соискателей госденег, а не «подозрительных» режиссеров, которые «держат фигу в кармане». Не исключаю, впрочем, что это мои домыслы...

— Вспоминается еще один персонаж вашего нового фильма — не без иронии сыгранный вами успешный режиссер, который говорит режиссеру-неудачнику, что для того, чтобы получать деньги из госказны, надо снимать про войну, Крым и хоккей. Есть и такой путь...

— Мне не раз предлагали снимать кино на эти темы. В последний раз — про летчиков. Сейчас такой тренд пошел — после фильмов о спортсменах стали снимать про танки и самолеты. Я неизменно отказываюсь. Потому что для меня война, Крым, хоккей — это кино не про военные сражения, не про полуостров, не про спортивные баталии. А про людей, которые оказываются в драматичных, отнюдь не черно-белых обстоятельствах. Но мне кажется, время более сложного кино на эти темы еще не пришло. Или уже ушло. Снять серьезный фильм про войну, чтобы его потом перемонтировали, исказили суть? Лучше я сниму кино с независимыми продюсерами, или сделаю это на свои деньги и деньги своих друзей, как это было с моей картиной «Конец фильма», или сниму сериал для интернет-платформ, где пока царит творческая свобода.

— Если обобщать, то что неправильно устроено в нашем кинематографе?

— Считаю, что государство не должно выделять бюджетные деньги на коммерческое кино. Так называемое кассовое кино должно само себя окупать, на то оно и кассовое. Финансировать из казны надо дебюты и авторские, фестивальные фильмы. Я за то, чтобы существовал госзаказ на определенное количество фильмов — государство имеет на это право. Но госзаказ должен называться госзаказом, а не прятаться за «псевдонимами». И нужна полная прозрачность в выделении бюджетных средств. Итоговые протоколы питчингов должны обнародоваться в тот же день, чтобы сразу была ясность, какой проект какое количество баллов набрал.

— Сами вы в идеале хотели бы снимать кино авторское, зрительское?

— Моя мечта — спокойно, без нервотрепки заниматься камерным авторским кино, простыми человеческими историями. В отличие от своего брата я не люблю, когда на площадке много массовки. И я, в общем, достаточно равнодушен к прошлому. Оно для меня объект ностальгии, что ли. Я же люблю и, как мне кажется, понимаю, чувствую современность. Все мое авторское кино — про современность. Моя внутренняя творческая задача — чтобы зритель входил в зал одним, а выходил другим, с мурашками на коже. Для меня это мгновения чуда, когда я вижу, как зритель ест попкорн, а потом замер, потом стал смеяться, потом заплакал. Возникает непередаваемое чувство, что ты своим фильмом размягчаешь людские сердца.

«Конец фильма» отсылает к классическим картинам и мотивам мирового кино

— Говорят, настоящий режиссер всю жизнь снимает одну картину — как это было у Тарковского, тень которого витает в «Конце фильма». Вы же снимаете очень разное кино...

— Я тоже мог бы снимать всю жизнь один фильм, но мне от этого становится скучно. Но, снимая разные по темам и жанрам фильмы, я все-таки пытаюсь быть верным самому себе. В моем кино всегда будет присутствовать небольшая ирония, смех вперемешку со слезами. Есть у меня и свои табу. Я точно знаю, что никогда не буду снимать хорроры. Не буду снимать кино про маньяков, считаю, что такие фильмы — зло. Я избегаю агрессивного секса, постельных сцен в кино — без них, считаю, можно вполне обойтись. Стараюсь убийства снимать не в лоб, а отраженным действием. Гай Риччи или Тарантино в своих фильмах смерть превращают в комиксы. Я это без раздражения смотрю, но сам так снимать не умею и не хочу. Для меня смерть в жизни или на экране — это всегда серьезно.

— Важен ли для вас свет в конце туннеля?

— Это для меня больна тема. Когда я пишу сценарий, то часто получается, что пресловутый свет в конце туннеля не просматривается. А во время съемок и на монтаже оставляю место для выдоха. Получается, что я все-таки добрый режиссер...

— У вас с братом во ВГИКе одна режиссерская мастерская на двоих. И, насколько я знаю, нет ни одного фильма на двоих...

— Общее дело, которое позволяет нам чаще видеться, это наша мастерская. В ней мы замечательно находим общий язык и друг с другом, и с нашими студентами. А снимать вместе не можем по простой причине. Хоть у нас и было общее детство, как у всяких близнецов, но мы с Сашей абсолютно разные. Разные вкусовые пристрастия, разное восприятие мира, разный подход к профессиональным задачам. Брат борется за визуальную красоту кадра, его фильм можно остановить в любом месте — и это будет законченная картина.

Братья-близнецы Владимир и Александр Котт идут в кино каждый своим путем

Я борюсь за правду актерского существования в кадре. Если актеры на экране достоверны, ты перестаешь замечать, что фильм плохо снят. Вспомните, например, «Калину красную», которая снята, на мой вкус, отвратительно, в расфокусе, но это становится неважно, когда на экране появляются Василий Шукшин, или Иван Рыжов, или Лидия Федосеева — они несут честную актерскую эмоцию. Я вообще «актерский» режиссер, потому что до кино успел поработать в театре, и умею разговаривать с актерами на одном языке. Мой брат общается с актерами намеками, знаками, он с ними о чем-то шепчется, и с помощью своей незаурядной творческой интуиции понимает, где актер играет правдиво, а где фальшиво

И еще одно наше с Сашей отличие, возможно, главное. Я наблюдатель. Я как бы со стороны наблюдаю за жизнью, за ее порой абсурдными проявлениями. А Саша — внутри своих историй, он не наблюдает, а создает свой экранный мир.

— Момент творческой ревности в вашей братской жизни присутствует?

— Скорее, это творческое соревнование. Оно не связано с конкуренцией, потому что мы работаем на разных полянах. У нас снимаются порой одни и те же актеры, и они хорошо понимают, чем мы друг от друга отличаемся. Я дорожу тем, что у меня есть возможность показать незавершенный монтаж своему брату, и он спокойно, со стороны, распишет мои удачи и просчеты. И наоборот. И, разумеется, мы искренне радуемся успехам друг друга.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6221
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?