Главная Культура 08:05 25 Апреля 2013 7922
Надежда Бабкина: 7 тысяч зарплаты у мужика – разве не издевательство?

Кажется, она всего уже добилась. Народная артистка России, художественный руководитель ансамбля «Русская песня» и театра «Русская песня», ни один значимый концерт без нее не обходится… 

Ирина Орловская

А она мечтает, что театр переедет в новое здание, что фестиваль «Песня России» опять поедет по поселкам и деревням. Что национальную культуру не забудут в угоду дешевой попсе. И что настоящая народная музыка, которая выворачивает душу, зазвучит наконец с телеэкрана.

В гостях у «Труда» сегодня Надежда Бабкина.

У вас было счастливое детство?

– Да. У меня не было Барби и всего того, что сегодня предоставляют детям в избытке. Зато мы мастерили кукол своими руками, вкладывали в них душу. Мы жили в деревне, и, когда родители привозили из города игрушечную посуду или мебель для моих кукол, для меня это был ларец царственный. У меня под печкой был свой город со всей его социальной сферой: продавцами, медиками, учителями… У меня было нормальное детство: с шалостями и проделками, но всех нас приучали к труду. Я знала, что должна натаскать дров, натопить печку, принести воду, присмотреть за скотиной, курам дать зерна, корове сена подкинуть. Обычная деревенская жизнь, туалет во дворе, и никто по этому поводу не капризничал. Я не говорю, что надо отказаться от цивилизации, ни в коем случае, но нужно относиться к этим вещам проще.

– У нас до сих пор есть деревни, где никаких удобств, где люди по-прежнему воду таскают на себе, даже электричество там дают только в определенные часы.

– Я сама таких мест полно видела. Люди приспосабливаются, но уезжать не хотят. Говорят: «Куда мы поедем? У нас за бугорком кладбище, там родители и деды лежат». Молодежь, конечно, уезжает. Где там получать образование, если даже школы закрываются?

Ощущение деградации, никакого движения вперед. А все потому, что отсутствуют мощные госпрограммы. Нет идеологии страны, направленной на развитие души человеческой. Именно это определяется словом «культура». Культура – это ведь не развлекуха. В моем понимании это общение, уважение, образование, научные открытия, физическая культура. Это все то, что нам необходимо для реализации собственного эго, ведь каждый человек в чем-то талантлив. И в любом деле человек может заявить о себе миру.

– Чем отличаются зрители из глубинки от столичной публики?

– В провинции люди теплее, более чуткие и, кстати, более гибкие. Они испытывают огромную потребность в духовной пище, но хотят получать ее не из интернета. Они очень ценят живое общение, глаза в глаза и с рукопожатием. Вы не представляете, с каким трепетом они слушают, как аплодируют, какие вопросы задают! Там я как будто глоток свежей воды выпиваю, сплю, как младенец, «перья свои чищу»… Там отношение людей совершенно другое: если ты, скажем, заблудился, любой остановится и подробно объяснит дорогу. Вот эта доброта свойственна людям, живущим в России. И меня совершенно не пугает, что морозы где-то 40 градусов. Я все равно туда еду, делаю с ними совместные программы… К примеру, в Якутии есть безумно интересные народные коллективы. Люди в них, кстати, вполне современные, модные, красиво одетые, но древние традиции и национальный колорит для них на первом месте. И даже новый коллектив, который еще никто не знает, собирает полные залы! Люди приходят просто поддержать своих, они буквально спасаются народной культурой. Чего нельзя сказать о нас, жителях центральной России.

– Нас просто много…

– Ну и что, что много? Значит, и взаимная поддержка должна быть более сильной. В этой ситуации нам дана возможность сплотиться. Конечно, у нас огромная страна, и ко всем народам надо относиться аккуратно и с уважением. Но всегда буду настаивать, что государственную политику надо выстраивать, исходя из интересов в первую очередь русского народа как государствообразующего. И тогда соседство с другими национальными традициями будет более крепким и значимым.

Я не ханжа, люблю современную музыку, могу потанцевать, повеселиться. Но если свою профессиональную жизнь я посвятила национальной культуре, то она волнует меня больше всего.

У нас в Алтайском крае руководитель самодеятельного коллектива, который еще сам на баяне играет, получает 4500 рублей, а если работает на полторы ставки, то 7 тысяч, но это уже потолок, больше просто невозможно. Такая зарплата у мужика – разве это не издевательство? И ведь никому до этого нет дела. Никому! И о какой самодеятельности: искренней, заводной, на которую раньше специально в район ехали, – вообще можно говорить?

А в столице со сцены льются мщение и зависть. Я этой зимой на новогодние каникулы осталась в Москве, каждый день ходила по театрам… Только два представления меня порадовали: мюзикл «Русалочка» (да и то не наш, голландцы привезли) и спектакль «Рассказы Шукшина» в Театре наций. Первый – родом из детства, с мультяшными декорациями, я сразу свой театрик под печкой вспомнила. Второй – это, наоборот, такая боль и правда жизни, от которой плакать хочется. Вот на этих двух спектаклях я получила удовольствие. Все остальное – зависть, сквернословие, мат со сцены – и это считается форматом сегодняшнего дня.

– А вы хотите, чтобы со сцены о вере говорили?

– Вера – глубоко личное дело, не надо про нее говорить. Но если человек вообще ни во что не верит, все становится бессмысленным. Во что-то нужно веровать: в Господа, в свой успех, в свое счастье, в свою семью. Наше информационное и энергетическое поле сегодня настолько острое, что надо быть весьма осторожным. Не успеешь подумать что-то плохое, как зло тут же к тебе возвращается, причем с неожиданной стороны. Людям не хватает душевной теплоты, внимания. А нас все пытаются приучить жить, как в Америке, где люди вообще друг друга не касаются, где все чужие. У нас такого никогда не было.

– По-моему, нигде в мире не поют за столом, только у нас…

– Только у нас! Поэтому на Западе так восхищаются, когда слышат наше многоголосье. Для них это в диковинку – как медитация, ворожба. Умные политики такие вещи использовали в дипломатических интересах. Прежде чем вести беседы со своим оппонентом, они приглашали артистов, чтобы те красивым пением расположили душу человека к беседе, и только после создания нужной атмосферы начинались переговоры, которые проходили блестяще.

Национальная культура во все времена составляла стержень любого государства. И государство всегда ее поддерживало. А у нас взяли курс на всеобщую коммерциализацию и уже приучили людей к дешевой попсе, к усредненному звуку… В результате, когда люди собираются, никто толком не может ни спеть, ни станцевать.

– В ближайшее время мы услышим от вас что-нибудь новое – по телевизору, например?

– С телевидением вообще сложно. Мы из экспедиции привозим необыкновенной красоты произведения, я хочу спеть этот репертуар, но мне говорят: это неформат, если хочешь участвовать в этом концерте, спой то, что подходит нам. Я отвечаю: надоело, это уже выглядит как клюква, и у зрителей создается впечатление, что другого я ничего не умею. Но ничего другого телевидению нашему и не нужно, поэтому приходится закусывать удила и соглашаться. И я вынуждена надеть на себя русский костюм и хотя бы достойно сделать то, чего душа не хочет. А ведь есть такая народная музыка, которая буквально выворачивает душу, как будто начинает сама земля говорить – такие песни мы собираем в экспедициях. Люди приходят на сольный концерт и спрашивают: а почему мы этого по телевидению не слышим? А потому что это все закапывают молодые люди, которые руководят нашим ТВ-процессом и вообще ничего об этом не знают. Проще всегда отказаться, чем познать.

Наше досье

Надежда Бабкина

Народная артистка России, лауреат премии Ленинского комсомола, основатель и художественный руководитель ансамбля «Русская песня» и театра «Русская песня», профессор, полковник казачьих войск с правом ношения оружия.

Родилась в Астраханской области. Отец происходил из казаков, служивших в белой армии. Родственники по материнской линии до революции владели мануфактурой в Москве. Будучи потомственной волжской казачкой, Надежда пела с раннего детства и уже в 10-м классе победила на всероссийском конкурсе молодежи в жанре русской народной песни.

Награждена орденом Почета и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6068
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5806
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4279
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...