20 марта 2014 года президент США Барак Обама сообщил о расширении санкций в отношении России. Среди нескольких других человек в новый список, опубликованный на сайте Минфина США, внесен председатель Государственного антинаркотического комитета Виктор Иванов.
Пытаясь понять, насколько сам Виктор Иванов оказался расстроен этим событием, наша газета обратилась в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков. И получила аргументированный ответ, что директор ФСКН России не занимается бизнесом, никогда не имел и не имеет счетов в зарубежных банках или собственности за границей.
Конечно, можно было бы просто восхититься потрясающей креативностью вашингтонских чиновников, решивших заморозить то, чего не существует в природе. Однако...
Внесение в санкционный список фактически запрещает директору ФСКН России въезд на территорию США. При этом Виктор Иванов является сопредседателем Рабочей группы по противодействию незаконному обороту наркотиков российско-американской двусторонней комиссии, созданной 6 июля 2009 года по решению президента Российской Федерации и президента США. Которая — по определению — должна содействовать улучшению связи и сотрудничества между правительствами двух государств.
«Труд» уже писал о выдающихся «успехах» Америки по борьбе с наркопроизводителями. Самым впечатляющим итогом военной операции США с именем «Несокрушимая свобода» стала трансформация Афганистана в наркофабрику, которая сегодня производит в два раза больше опиатов, чем 10 лет назад производил весь мир. В 2001 году в Афганистане опийным маком засевалось 8 тысяч гектаров. А в 2013 году — уже 209 тысяч!
Справедливости ради стоит вспомнить, что при содействии России и Штатов спецслужбы Афганистана за последние несколько лет провели целую серию операций по ликвидации нарколабораторий и каналов наркотрафиков, нацеленных на Российскую Федерацию и государства Евросоюза. Есть на счету Рабочей группы и несколько совместных операций пресечения поставок крупных партий кокаина из Латинской Америки.
И вот теперь своими произвольными решениями администрация США в один день обнулила уникальный опыт профессионального полицейского сотрудничества, не имеющего никакого отношения к политике.
Есть только одно возможное объяснение таких действий — фактическая неготовность Штатов позитивно сотрудничать в антинаркотической сфере и боязнь ответственности за сорокократный взрывной рост наркопроизводства в Афганистане с момента оккупации этой страны.