Всегда приятно, когда такие солидные даты, как 80-летие, актеры отмечают бенефисом на сцене, а в наше пандемийное время это особенно ценно. Вдвойне радостно, если спектакль, что называется, удался. И это вполне можно сказать о постановке в Театре им. А.С. Пушкина его худрука Евгения Писарева «Мадам Рубинштейн» в честь юбилея Веры Алентовой, прошедшего на этой неделе. На премьере актриса убедительно показывает, что в ее возрасте можно быть привлекательной, элегантной, иметь безупречную осанку, оставаться на сцене на каблуках более двух часов и с первого выхода покорить зал.
Спектакль создан по пьесе австралийского драматурга Джона Мисто, которая ставится в Москве впервые. Роль основательницы могущественной «империи красоты» Хелены Рубинштейн для Алентовой – это, по сути, продолжение темы сильной женщины, привыкшей ни на кого не рассчитывать: то, о чем актриса так емко высказалась еще в легендарном фильме «Москва слезам не верит». Не секрет, что для большинства соотечественников юбилярша до сих пор ассоциируется в первую очередь с его героиней, хотя она сыграла много ролей в кино и на сцене, посвятив Театру им. А.С. Пушкина более полувека.
И вот теперь в ее копилке – образ Хелены Рубинштейн, матери современной косметологии. Трудно представить, как нынешние женщины обходились бы без инноваций Хелены: именно она создала водостойкую тушь, начала классифицировать кожу лица по типам и стала учить представительниц прекрасного пола ухаживать за собой, открывая по всему миру салоны красоты.
Настоящее имя Хелены – Хая, она – еврейка из краковского гетто, сумевшая покорить своей продукцией сначала Австралию, куда родители отправили ее в 19 лет, потом Европу и Америку. Рубинштейн стала одной из богатейших женщин мира, ее портрет писал сам Сальвадор Дали. Несмотря на это, по-английски Хелена до конца жизни говорила со смешными ошибками, и это можно услышать в спектакле – здесь надо отдать должное переводчицам Ольге Варшавер и Татьяне Тульчинской, адаптировавшим пьесу для отечественной публики. Забавны и вечные пикировки Хелены с заклятой подругой Элизабет Арден, в роли которой выступает Ольга Науменко – зрители помнят ее по роли брошенной невесты Гали в фильме «Ирония судьбы, или с легким паром».
В общем-то Алентова и Науменко играют двух небожительниц, которым не с кем конкурировать, кроме как друг с другом, да с еще одним косметическим гением – Ревлоном, живущем прямо напротив Рубинштейн. Этого мужчину зрителям не показывают, но в его адрес Хелена периодически выкрикивает проклятия через воображаемое окно.
В спектакле есть еще третий персонаж – Патрик, молодой секретарь Рубинштейн: собственно, с их знакомства и начинается действие. Патрик – ирландец, инвалид войны, хотя сначала физической немощи в играющем его атлетичном Дмитрии Власкине вроде бы не замечаешь. Патрика периодически мучают боли в простреленном колене. А еще женщинам он предпочитает мужчин, поэтому в их взаимоотношениях с Хеленой нет привкуса скандальности. Тем не менее Рубинштейн и ее секретарь очень близки, про них можно сказать – «встретились два одиночества». Хелена дважды была замужем, родила двоих детей, но счастья в любви и материнстве не нашла – работа всегда была для нее на первом месте. В спектакле она переживает драму – в автокатастрофе погиб ее взрослый сын, которому при жизни она не говорила ласковых слов. Поддерживает Рубинштейн в горе лишь Патрик. Ему самому в личном не везет: единственному человеку, которого он полюбил, и с которым хотел уехать, Хелена предложила деньги в обмен на то, что тот бросит Патрика – и ее условие было выполнено.
Вера Алентова с видимым удовольствием играет пожилую еврейскую женщину – циничную, энергичную, остроумную. Да и вообще все актерское трио здесь – словно рыбы в воде. На этом спектакле не скучаешь ни минуты, он немного похож на антрепризу, но очень высокого качества. Не помню, когда я в последний раз видела постановку, у которой было бы столько возможностей понравится всем – и искушенным зрителям, и тем, кто в театре редкий гость. Здесь еще важно сказать о той особой атмосфере, которую создают изысканные, в духе последних веяний костюмы и декорации – творения художников Виктории Севрюковой и Максима Обрезкова.
Спектакль заканчивается тем, что Хелена, чей девиз «хочешь сделать хорошо – сделай сам», бодро надиктовывает секретарю свой некролог. Когда Патрик произносит «скончавшаяся в восемьдесят с чем-то там», она властно возражает: «Пиши – в девяносто с чем-то»! В свою очередь, и мы желаем юбилярше Вере Алентовой еще очень многих плодотворных лет и поздравляем с премьерой.