Президент России Владимир Путин вчера потребовал от правительства срочно повысить денежное довольствие военнослужащим. Глава Минфина Алексей Кудрин тут же отрапортовал: оно запланировано с 1 сентября на 10 процентов. На что президент ответил, что надо раньше и не менее чем на 20 процентов.
В прокатившихся по стране акциях протеста, связанных с тем, как осуществляется монетизация льгот, ни военные, ни другие силовики не участвовали: не положено. Но в Федеральное Собрание из военного ведомства поступили данные: более 80 процентов офицерского состава отрицательно относятся к закону о монетизации льгот и особенно к тому, как он реализуется. Эту цифру дали социологические опросы, которые Минобороны провело в войсках в январе. Закон вызвал удовлетворение только у 15 процентов офицеров и прапорщиков - в основном "в забытых Богом" гарнизонах, где часть положенных льгот просто невозможно реализовать. Тех, кто считает свое материальное положение нормальным, и того меньше - всего 5 процентов.
Видимо, помощник премьер-министра генерал Владимир Шаманов был недалек от истины, когда неделю назад предупреждал, что отмена льгот приведет к досрочному разрыву контрактов, ударит по младшим офицерам, которые побегут из армии в еще большем количестве, да и в целом подорвет престиж военной службы. По его словам, если по стране около 20 процентов семей живут за чертой бедности, то в офицерской среде этот показатель находится на отметке 28 процентов.
Уже подсчитано, что в виде компенсации младший офицер, например, получит около тысячи рублей, но эти деньги не смогут покрыть его дополнительных расходов. По подсчетам военных экономистов, человек в погонах в результате монетизации будет нести убытки в размере более 20 тысяч рублей в год. Самый яркий пример - отмена продпайка. Правительство в виде компенсации дает 20 рублей в сутки, что как минимум вдвое меньше стоимости выдававшихся на руки продуктов.
Кроме того, пока непонятно, как будет проходить индексация выплат с поправкой на инфляцию. Скорее всего, никак. С 2003 года индексация денежного содержания военнослужащих не проводилась, хотя по закону это положено делать ежегодно. В итоге реальные доходы военных снизились за это время в среднем на 25 процентов. И в бюджете-2005 индексация тоже, между прочим, не была предусмотрена. А это значит, что ни копейки прибавки не получали и военные пенсионеры, чья пенсия исчисляется от оклада по должности и званию.