Катастрофу во Внуково свалить на «стрелочника» уже не получится. Следственный комитет сообщил, что задержаны уже четверо сотрудников аэропорта, а вчера уволились гендиректор Внуково и его заместитель. Эксперты «Труда» уверены, что отставки ничего не решат, если в аэропорту не будет единого хозяина.
Понятно, почему эта катастрофа получила такой резонанс. Из Внуково-3 вылетают ВИП-ы, то есть крупные бизнесмены и большие чиновники. И если здесь на взлетной полосе возможны такие ЧП, то что тогда говорить об остальных воздушных гаванях? Реакцию ответственных за положение дел в авиации лиц по горячим следам выразил замглавы Минтранса Валерий Окулов: «Такое раздолбайство, что просто слов нет!» А представитель СК Владимир Маркин сразу после трагедии фактически возложил вину на водителя снегоуборочной машины, заявив о наличии 0,6 промилле алкоголя в крови и «неадекватном поведении». Хотя традиция расследования любого авиационного происшествия такова, что специалисты по этой части стараются не торопиться с выводами, определяя вину того или иного лица.
Наши эксперты напоминают, что концепция авиационной безопасности была сформулирована еще в 50-е годы. И первый ее пункт звучит так: предотвращением любого авиационного происшествия должны заниматься первые лица, не передоверяя эту ответственность никому. Но особенность нашей гражданской авиации в том, что первое лицо определить невозможно. Управляют отраслью сразу пять госструктур: Минтранс, Росавиация, Ространснадзор, Росаэронавигация и МАК. Еще больше «нянек» в низовых структурах, в том числе на уровне аэропортов, которые претерпели множество пертурбаций.
Так, ОАО «Аэропорт Внуково» возникло в 1993 году на базе Внуковского производственного объединения гражданской авиации. В 2001 году структура была реформирована в ОАО «Международный аэропорт Внуково». Председателем совета директоров до настоящего времени является совладелец аэропорта Виталий Ванцев. Генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Внуково» — Андрей Дьяков, генеральный директор ОАО «Аэропорт Внуково» — Василий Александров. В руководство компании входят и гендиректор ЗАО «Центр бизнес-авиации» Георгий Шаров, и гендиректор ООО «Центр управления наземным обслуживанием» Кирилл Романовский...
Президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий ШЕЛКОВНИКОВ отмечает, что на взлете происходит до 10%, а при посадке до 55% авиационных происшествий. После громкой внуковской катастрофы он призывает не торопиться с выводами.
Цепочка может и обязана тянуться и дальше, и выше. Ведь функции между ведомствами размыты до неопределенности, что, конечно, влияет не только на безопасность, но и прокладывает дорогу коррупции. Хотя подобные трагедии случались и в советское время, когда всей гражданской авиацией руководил единый орган МГА. Так, 30 лет назад в аэропорту Омска при подобных обстоятельствах потерпел катастрофу Ту-154.
«Но тогда достаточно быстро определили как виновного, так и причины трагедии. Кроме «посадки» за решетку причастных лиц был снят с должности начальник Центрального управления воздушным движением гражданской авиации, ряд высоких должностных лиц получили «неполное служебное соответствие», — вспоминает Шелковников.
По мнению эксперта, после внуковской катастрофы следует самым серьезным образом изучить недавно вступившее в силу приложение к конвенции ИКАО «Управление безопасностью полетов». В соответствии с ним государства обязаны внедрить Систему управления безопасностью полетов (СУБП). Это приложение, считает Шелковников, должно стать настольной книгой для больших и малых авиационных начальников. Документ, в частности, в категорической форме требует, чтобы на всех аэродромах были внедрены программы предотвращения несанкционированных выездов на взлетно-посадочные полосы, сформированы группы по вопросам безопасности операций на ВПП, выявлены опасные участки, определена конкретная ответственность пилотов, провайдеров аэронавигационного обслуживания, диспетчеров, эксплуатантов аэродромов и водителей транспортных средств.
Ведь к подобным катастрофам могут привести несколько факторов. Прежде всего — непреднамеренное невыполнение пилотом разрешений авиадиспетчера. Это может быть связано со сбоем связи, потерей пилотом ориентации или неверным толкованием указаний диспетчера. Диспетчер также может потерять концентрацию, на мгновение «забыть» о воздушном судне, закрытии ВПП, спецтранспорте на полосе. Водитель мог выехать без разрешения на взлетную полосу, не выполнить указания или сообщить неточные данные о собственном местоположении. Наконец, случаются технические сбои при связи или сказывается недостаточная профессиональная подготовка...
ЧП на взлетной полосе
В 2011 году в аэропорту Хельсинки самолет ATR-72 авиакомпании Golden Air уже находился на предпосадочной прямой, когда на полосу садился другой самолет. Командир сумел уйти на второй круг.
В январе 2014-го в немецком аэропорту Цвайбрюкен едва не столкнулись военный транспортный самолет и пассажирский A-319. Взлетающий лайнер прошел в 400 футах над занявшим ВПП и готовившимся к взлету военным самолетом.
Минувшим летом в аэропорту Сиднея выруливший на взлет A380-800 авиакомпании Emirates Airlines едва не столкнулся с японским Boeing 777-200, который уже начал разбег.