Предложение сократить время, затрачиваемое российскими школьниками и студентами на получение образования, противоречит общемировой тенденции и, главное, может снизить квалификацию специалистов. Об этом обозревателям «Газеты.Ru» заявил первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин.
«Я думаю, что как раз сокращать образование — это непозволительная роскошь, - подчеркнул депутат. – В стране действительно острый кадровый дефицит. По данным правительства, около 2,5 млн рабочих рук будет не хватать до 2030 года, по экспертным данным — до 4 млн. Поэтому, с одной стороны, повышали пенсионный возраст. С другой стороны, теперь предлагают сократить время на образование. Но это предложение противоречит общемировой тенденции».
Смолин также напомнил, что во времена СССР, когда все школы учились по шестидневной системе, старшеклассникам доставалось максимум шесть уроков в день. «При пятидневке ребята нередко учатся по семь-восемь уроков. Качество этого образования в старших классах оставляет желать много лучшего. Поэтому сокращать продолжительность обучения в школе – это значит почти наверняка снижать качество образования будущих инженеров, педагогов, врачей, квалифицированных рабочих», — констатировал парламентарий.
По мнению Смолина, кадровый кризис в России следует решать не сокращением образования, а с помощью технологического прогресса.
Ранее 24 сентября помощник президента и бывший министр культуры РФ Владимир Мединский назвал «непозволительной роскошью» 11-летнее школьное образование и длительные вузовские программы, и призвал сократить время обучения.
«Классическое 5-6-летнее образование в ближайшее 10-летие уйдет в прошлое, - уверен экс-глава Минкульта. – Образование будет более специализированным, оно будет рассчитано на ближайшее обозримое время, - ближайшие 10 лет. А потом... надо будет переучиваться. Оно (образование – TRUD.RU) должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться. Все будет раньше и быстрее».
Мединский также выразил убеждение, что каждому человеку в течение жизни теперь будет требоваться получать несколько образований, а тот, кто не будет каждые 10 лет учиться чему-то новому, – профессии, специализациям, навыкам или технологиям, – окажется неконкурентоспособным.