Переговоры с делегацией европейских комиссаров во главе с председателем Комиссии европейских сообществ Романо Проди проходили весьма интенсивно. Днем в четверг состоялось совместное заседание российского правительства и европейских представителей. А вечером в этот же день главу Еврокомиссии с делегацией принял в своей подмосковной резиденции Ново-Огарево президент России. (Заметим, что днем раньше Владимир Путин встречался с соперником Проди и, как говорят, личным недругом - Берлускони). Причем Проди не "сдувал пылинок" с Путина - предмет разговора не очень располагал к шуткам.
Главная тема переговоров - развитие отношений России с Евросоюзом в связи с предстоящим 1 мая расширением ЕС, в который вступают 10 новых членов - Польша, Чехия, страны Балтии, Венгрия, Мальта, Словакия, Словения, Кипр. Кроме того, российская и европейская стороны обсудили, как на практике будут формироваться четыре общих пространства - экономическое, энергетическое, гуманитарное и в области внешней и внутренней безопасности, о создании которых стороны договорились на прошлогоднем саммите.
Владимир Путин напомнил, что как раз Проди был инициатором создания этих общих пространств и подчеркнул: "Именно в этом направлении и должны развиваться наши отношения". Он также отметил, что эти переговоры проходят "в необычном" формате - в этот же день состоялось первое совместное заседание российского кабинета министров с делегацией европейских комиссаров. И это, по мнению Путина, "хороший знак стремления к сотрудничеству". Романо Проди, в свою очередь, отметил: этот новый формат взаимодействия "должен дать сигнал всему миру, что наши отношения с Россией выходят за рамки обычного партнерства".
Отмечая общие "положительные сдвиги" в переговорном процессе между Россией и Евросоюзом, Владимир Путин особо остановился на проблеме калининградского транзита. Он сообщил, что председатель Таможенного комитета РФ доложил ему утром о том, что "принципиально этот вопрос согласован и с ЕС, и с литовскими партнерами". Речь идет о распространении общеевропейских таможенных процедур на транзит наших грузов через Литву.
Как известно, взаимодействие России с Евросоюзом определяется Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС). И с мая действие этого документа должно распространиться уже на 25 стран Евросоюза. Однако у России с каждым из "новобранцев" ЕС сложились свои взаимоотношения, в том числе и экономические. И при автоматическом распространении на них всех норм, действующих в ЕС, в том числе и СПС, экономические потери нашей страны, по оценкам экспертов, могут составить 150 миллионов долларов в год. Беспокоят нас и проблемы соблюдения прав русскоязычного населения в странах Балтии, и вопросы калининградского транзита. Причем таможенная служба, как утверждает ее руководитель Михаил Ванин, готова работать по условиям ЕС и может обеспечить транзит российских грузов через Литву между Калининградской областью и остальной частью территории РФ "без задержек, потерь и проблем".
Вообще-то, как недавно на совещании президента с правительством говорил глава Минэкономразвития Герман Греф, "примерно 90 процентов всех проблем" Москве и Брюсселю удалось урегулировать. Переговоры в четверг должны были, по словам Грефа, снять оставшиеся "технические вопросы", чтобы 27 апреля на заседании Постоянного совета партнерства Россия - ЕС подписать совместное заявление по урегулированию российских озабоченностей, причем одновременно с Протоколом о распространении Соглашения о партнерстве РФ и ЕС на новых членов.