Пока по всей стране предприятия занимаются сокращением штата, в Московском метрополитене планируется в 2009 году набор персонала. "В связи с запуском новых мощностей, а также с выходом на пенсию некоторых сотрудников в этом году мы набираем более 5 тысяч человек", - сообщил глава Метрополитена столицы Дмитрий Гаев.
Это едва ли не самый масштабный наем со времен наступления кризиса в России. Причем 1100 рабочих мест будет создано вновь, когда в конце года откроются сразу четыре новые станции. На эти позиции наем начнется примерно в октябре, как сообщили "Труду" в отделе кадров компании. Остальные 3900 позиций освободятся за счет выхода сотрудников на пенсию. Всего в столичной подземке трудятся 37 тысяч человек.
Кого ждут
Московским работникам не будут составлять конкуренцию трудовые мигранты из СНГ и приезжие из других городов. На работу в метро принимаются только лица, зарегистрированные в Москве и Московской области. Причем работников, приезжающих в Москву из области (46%), почти столько же, сколько и москвичей (54%).
В основном в метро требуются следующие специалисты: машинисты, помощники машиниста, слесари по ремонту подвижного состава, путейцы, работники эскалаторной службы. Этим специальностям обучают в учебном центре Метрополитена. Также в метро набирают дежурных по станции, билетных кассиров и контролеров. Этим работникам специальное образование не нужно.
Требуются также специалисты с высшим инженерным образованием - для работы с документацией. В метро с удовольствием принимают инженеров РЖД.
При этом сотрудники Метрополитена отмечают, что кризис они почти не ощущают. "Работа во время кризиса не изменилась", - рассказывает Николай, инженер службы пути. "Кризис пока не чувствую", - вторит ему монтер Александр.
Непростое ремесло
При этом 5 тысяч будущих сотрудников ждет работа как минимум специфическая. Обязанности машиниста, например, сопряжены с непрекращающимся 8,5 часа стрессом: напряжение внимания, смена освещения, постоянный высокий шумовой фон. Это приводит к синдрому рассеянного внимания, ухудшению зрения и слуха.
"Требуется постоянное внимание, оперативность, сообразительность в действиях, быстрая реакция. А вот взамен получаешь быструю усталость, головные и прочие боли", - рассказывает машинист метро Ансис. "Работнику моей профессии приходится буквально сражаться на медкомиссиях за сохранение своего рабочего места", - добавляет машинист Анатолий.
Самое большое напряжение машинист испытывает в момент въезда на станцию: резко меняется освещение, необходимо вовремя затормозить. "Фотографы почему-то считают своим долгом хотя бы раз в неделю ослепить тебя вспышкой в этот момент", - рассказывает Дмитрий. Кроме того, машинисты всегда опасаются, что очередной суицидник бросится под колеса поезда (заниматься эвакуацией трупа по служебному распорядку приходится именно машинисту).
Тепло будет в мае
Условия труда тяжелые практически у всех сотрудников. "У работников эскалаторной службы есть только инструменты ручного труда, никакой спецтехники, - рассказывает Светлана Разина, представитель Независимого профсоюза Московского метрополитена. Бригаде путейцев приходится часто отрабатывать две нормы, чтобы успеть положить рельсу за те три часа, что им отведены, пока Метрополитен закрыт. Дежурный по станции во время часов пик (это как минимум четыре часа в день) проводит на ногах, вообще почти не садится.
А, например, Александра была бригадиром в электродепо, но ушла оттуда из-за ненадлежащих условий труда. "Нет компьютера, отопления почти всю зиму не было, - делится она. - На вопрос, когда будет тепло в кабинете, главный инженер ответил: в мае".
Сотрудникам, желающим идти работать в метро, придется приготовиться к тяжелым условиям работы. С другой стороны, многие другие работодатели сейчас не предлагают и этого.
Зарплаты
Сколько получают работники метро*
49 500 рублей - машинист
27 000 рублей - инженер-технолог
26 500 рублей - помощник машиниста
24 000 рублей - слесарь по ремонту подвижного состава
21 000 рублей - электромонтер по ремонту электрооборудования
19 200 рублей - билетный кассир
17 000 рублей - контролер станочных работ
13 800 рублей - дежурный у эскалатора
*Минимальный ежемесячный доход после уплаты налогов
Источник: Московский метрополитен