Интеграционный процесс внешне вроде бы идет. На минувшей неделе были переизбраны руководители российско-белорусского Парламентского собрания. Председателем его стал спикер Государственной Думы России Борис Грызлов. Он настроен оптимистично и считает возможным не только урегулирование в ближайшее время газовой проблемы, но и введение с 1 января будущего года единой валюты - российского рубля - на территории Белоруссии. Сверстан и готовится к утверждению союзный бюджет. О том, что в ближайшее время будет подписано соглашение о создании единой региональной системы ПВО России и Белоруссии, заявил на днях главком ВВС РФ Владимир Михайлов.
И председатель Высшего Госсовета Союзного государства лидер Белоруссии Александр Лукашенко на днях подтвердил горячую приверженность интеграции с Россией, словно и не обвинял еще пару месяцев назад своего союзника в "газовом терроризме". Впрочем, российское руководство, кажется, уже привыкло к политическим "зигзагам" Александра Григорьевича. (А политологи оперируют в этом случае термином "недоговороспособность".)
Как же сегодня можно определить ситуацию "на стройке" Союзного государства?
По мнению Сергея БАБУРИНА, вице-спикера Госдумы РФ и члена российско-белорусского Парламентского собрания, положение здесь сегодня такое же, как и в 2000-м: "До выборов белорусского парламента осенью нам, думаю, предложат ничего не предпринимать, а после его избрания останется не очень далеко до выборов президента Белоруссии. Идея реинтеграции планомерно удушается. Поэтому я хочу на сессии Парламентского собрания в конце марта поставить вопрос об экстренных мерах по завершению формирования Союзного государства. Хватит и той, и другой стороне крутить в этом вопросе..." Бабурин считает, что люди в России и Белоруссии чувствуют себя обманутыми. И в пример приводит решение о союзном гражданстве, которое ни в чем реально не выразилось. И вообще, с его точки зрения, все строительство Союзного государства носит во многом виртуальный характер. "Проект Конституционного акта не устраивает ни российскую, ни белорусскую стороны, поскольку не отвечает на ряд принципиальных вопросов", - говорит один из самых активных сторонников российско-белорусского союза.
Сергей КАРАГАНОВ, заместитель директора Института Европы РАН и председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, нынешнее состояние российско-белорусского союза характеризует так:
- Я думаю, что оно определяется как посткризисное. Газовый кризис сыграл огромную позитивную роль. Несмотря на то, что многие белорусские коллеги говорили, что это вызвало антироссийские настроения, так называемая "газовая атака" и повышение цен на газ до реалистического уровня привели к тому, что в белорусском руководстве усилились настроения в пользу более реалистичной политики, укрепления рыночных начал в экономике.
Но само российско-белорусское государство - это сегодня в чистом виде фикция или некое упражнение для чиновников, выгодное только этим чиновникам и тем людям - с белорусской стороны, - которые не хотят ничего делать для реформирования белорусского общества и белорусской экономики. А с российской стороны такое положение выгодно тем, кто не хочет проводить никакой целеустремленной политики в отношении Белоруссии.
Естественно, речь не о том, что следует отказаться от всего комплекса соглашений, которые связаны с Союзным договором, потому что там очень много документов, регулирующих экономические отношения, просто нужных. Но, считаю, необходимо кардинальным образом менять политику в отношении Белоруссии и выстраивать ее как долгосрочную, спокойную, не привязанную к конкретным людям, к нефти или газу, а привязанную к долгосрочным российским интересам. А наш интерес прежде всего заключается в том, чтобы Белоруссия стала нормальным, стабильным государством с рыночной экономикой и относительно демократичным устойчивым обществом.
А что касается Александра Лукашенко, то на нем строить политику нельзя - ни против него, ни за него. Нужно создавать условия, при которых Лукашенко и любой другой лидер Белоруссии проводил бы разумную политику, а такая разумная политика в отношении собственной страны отвечает российским интересам.
Известный белорусский политолог, президент аналитического центра "Стратегия" Леонид ЗАИКО считает, что в массе белорусского народа есть глубинное стремление к жизни в Союзном государстве:
- Об этом свидетельствуют различные исследования, социологические опросы. Исторический опыт белорусов говорит о том, что у страны должен быть сильный партнер. Такой патернализм существует и в странах Балтии - они очень быстро устремились в Европу, чтобы обрести нового покровителя. Такова, наверное, судьба небольших государств. Что белорусам ближе: Европа или Россия? Европа как бы всегда приходила "с огнем и мечом"...
Выгодно это и части новой номенклатуры, которая рассчитывает на место в будущей структуре власти. Аппарат Союзного государства и станет такой структурой, где могут быть трудоустроены многие чиновники высшего ранга. Примерно как в свое время профсоюзы были своего рода номенклатурным запасником для партийных работников. И бюрократия хотела бы создать такую структуру.
Кому не выгодно создание Союзного государства? Никто, во всяком случае, внешне этому не сопротивляется. Но у нас, как и в России, есть свои западники и свои русофилы. Думаю, линия раздела идет по границе экономических интересов и возможности зарабатывать деньги. Потому что в Белоруссии много и совместных предприятий, кстати, больше с американцами или, скажем, голландцами. И часть этой экономической элиты в большей степени хотела бы видеть ориентацию страны на Запад. В этом плане российско-белорусское Союзное государство представляется им если не угрозой, то определенным препятствием.
А для "красного директората", то есть руководителей неприватизированных предприятий (а их большинство в Республике), Союзное государство - выход на российский рынок, рабочие места, доходы, это сохранение их положения...
Как видим, оценки неоднозначные и весьма жесткие. Но одно не вызывает сомнений - необходимость дальнейшей интеграции России и Белоруссии, она - в обоюдных глубинных интересах. Россия в принципе настроена на нее. В то же время, российское общество, ориентированное на модернизацию во всех сферах, не может не беспокоить тенденция в белорусском руководстве, подталкивающая к политической самоизоляции и к экономической стагнации. Москва пытается рационализировать экономические отношения с белорусами, сделать их взаимовыгодными. Это не всегда вызывает адекватную реакцию Минска. Но кто сказал, что путь к реальному полноценному союзу будет быстрым и легким?