Главная Культура 00:01 23 Декабря 2022 17694
Наталья Дурова - младшая: Звери плохого человека за версту почуют

В театре «Уголок дедушки Дурова» – Новая сцена. Новая руководительница. И Новый год

Александр Славуцкий
Забота и любовь даже самого колючего зверя сделают преданным другом. Фото предоставлены пресс-службой театра «Уголок дедушки Дурова»

В любимом зрителями театре «Уголок дедушки Дурова» жизнь бьет ключом. Недавно открылась Новая сцена. Амфитеатр зрительного зала полукругом спускается к манежу, а зрители первых рядов буквально окружены театральным действом.

Еще одна важная перемена — в театре появился молодой руководитель. Точнее, руководительница: на смену народному артисту России Юрию Дурову, возглавлявшему театр 15 лет, пришла его дочь — известная дрессировщица, представительница пятого поколения легендарной династии Наталья Дурова-младшая.

Ну и какой декабрь без новогоднего обновления афиши? О полуторавековых традициях театра зверей и его сегодняшней жизни мы поговорили с Натальей.

— Твой папа еще несколько лет назад говорил, что начинает готовить тебя на замену себе. Как это происходило?

— Сказать, что у нас с ним была какая-то специальная, по пунктам размеченная программа моего обучения, как это, допустим, бывает в институте, нельзя. Папа постепенно, начиная с незначительных моментов, стал передавать мне решение все большего круга вопросов. Если говорить о режиссуре, то на Малой сцене я ставила спектакли уже довольно длительное время и в общей сложности поставила их семь, но вот Большую сцену по-настоящему осваиваю только сейчас. Мы уже перенесли сюда с Малой «Сказку рыбки Золотой» и «Счастливый день Емели». А недавно состоялась премьера «Зимней сказки», которую от начала до конца я делала уже для Большой или, как мы ее сейчас называем, Старой сцены.

— Можно сказать, что руководящая работа больше не подкидывает тебе никаких сюрпризов?

— Сказать так никогда нельзя, жизнь неистощима на вопросы и сложности. Многому приходится учиться на ходу, но я понимаю, что это нормально, знания приходят с опытом. Замечу лишь, что в новой роли ощущаю себя вполне комфортно и никакого страха не чувствую. Все-таки это наш родной театр, в котором я работаю больше 15 лет, изнутри хорошо изучила его устройство. И чувствую себя полноправной продолжательницей семейного дела.

— Но когда сам Юрий Юрьевич стал во главе Уголка Дурова, работа театра сильно изменилась. При Наталье Дуровой-старшей представления включали отдельные номера с животными, этакий цирк на сцене, а твой отец, ее младший брат, начал ставить полноценные спектакли с сюжетом, декорациями, музыкой. Ну, а у тебя какие стратегические цели?

— Мне кажется, менять папин подход было бы совершенно неправильно. Публика успела полюбить наши сюжетные спектакли, где главные роли исполняют животные. Ничего снимать с репертуара мы не собираемся, только будем пополнять его другими постановками. А главная из стоящих сейчас перед нами задач — освоить Новую сцену. За помощь в строительстве которой, пользуясь случаем, хочу поблагодарить мэрию Москвы и ее департамент культуры. Без них мы бы с этим сложнейшим делом не справились. Можно сказать, что для нас Новая сцена — новый виток в истории театра.

— Легко ли было приучить зверей к непривычному помещению?

— Очень нелегко. Это же новые запахи, акустика, цвета, расположение объектов — все то, к чему так чувствительны животные. Но благодаря таланту и опыту наших дрессировщиков там уже идут спектакли. Недавно с успехом прошла премьера обновленной версии нашего новогоднего представления «Необыкновенное путешествие». Правда, с крупными животными — слонами и бегемотами — возникли проблемы. Вести их на Новую сцену из старого помещения приходится через двор, где слышен шум машин, трамваев... А еще сейчас минусовая температура, и я не хочу рисковать их здоровьем, выводя во двор. Так что до теплого времени года они у нас на Новой сцене не работают. Но нам обещают построить переход, и тогда слоны и бегемоты смогут выступать на всех площадках независимо от погоды.

Слоны пока что работают только на Старой сцене, но скоро им построят теплый переход на Новую

— Ты упомянула новогодние постановки — а можно поподробнее: что приготовил театр для публики на эту праздничную пору?

— На Старой сцене, как я уже сказала, идет «Зимняя сказка». В двух словах ее сюжет таков: поскольку перед Новым годом у Деда Мороза очень много забот по всей планете, в спешке он забыл поздравить ребят из соседнего городка. Решил исправить ошибку, да впопыхах рассыпал подарки из мешка. Как теперь потерянным игрушкам попасть к детям? Тут проявляет свою силу волшебный кристалл — игрушки оживают и находят дорогу к ребятам. Наши зрители увидят на сцене лис, попугаев, скунсов, фенека (маленькая пустынная лисичка), хорьков, обезьянку, дикобразов, нутрий, слона и бегемота.

В «Необыкновенном путешествии» создатель нашего театра Владимир Дуров и его спутник Журналист собираются в захватывающий круиз по разным странам, где им встретятся очень интересные животные: рыси, козочки, обезьянки-макаки, морской лев, носухи, собаки, кошки, волки, верблюды и слон.

— У тебя большой опыт выступления с морскими львами, слонами, пони, барсуками, собаками. Но, наверное, с появлением новых обязанностей эту деятельность придется сократить?

— Нет, работа с животными остается для меня главной. Как и раньше, репетирую по 5-6 часов в день. А административной работой занимаюсь в другое время. В результате мой рабочий день длится 12 часов. Приезжаю к восьми утра, занимаюсь делами по руководству театром. А затем выхожу на сцену, где продолжаю повторять старые трюки и готовить новые. Никогда не стою на месте. Например, с группой молодых слонов мы каждый день репетируем что-то новое. И так почти со всеми моими подопечными. Есть у меня старая морская львица — вот ее я уже ничем незнакомым не загружаю, но когда появится молодой морской лев — конечно, подготовлю с ним совсем другую программу.

— Что мотивирует тебя на двойной объем работы?

— В первую очередь любовь к моим подопечным. Тем более что, например, морских львов и слонов я просто не могу передать другому дрессировщику, так как они никого, кроме меня, к себе не подпустят. У нас даже рабочие по уходу за этими животными сперва проходят определённый «курс молодого бойца». Общаются с более опытными рабочими, ночуют здесь — чтобы животные к ним привыкли, и только после этого вступают с ними в контакт.

Морских львов, как и слонов, Наталья не может передать другому дрессировщику — они его к себе просто не подпустят

— Кто из питомцев тебе особенно дорог?

— Они все мне безумно дороги. И даже те, которых, к сожалению, уже нет, остаются в сердце и памяти. Если помните, в книге про «Гарри Поттера» есть момент, когда он разделил свою душу на мелкие-мелкие кусочки. И я разделила свое сердце на множество частей, которые отдала каждому из моих животных. Причем в равных размерах — неважно, слон ли это, альпака, морской лев или собачка. Я их всех люблю одинаково, они все прекрасны.

Например, была у нас замечательная собака, которая в спектакле «По следам снежной королевы» выбегала в массовой сцене, где мы играли в снежки. Делала свои трюки и убегала, обязательно забирая при этом один снежок. Для нее это была и работа, и игра. Сейчас я выступаю с молодой слонихой, которая любит импровизировать. Во время выступления вдруг может исполнить какой-нибудь трюк не по плану.

Наталья, как Гарри Поттер, разделила свое сердце поровну между всеми подопечными, неважно — слон это или маленькая собачка

— С барсуком Чуком у тебя вроде тоже был забавный эпизод?

— Был. У нас есть обычай — после программы предлагаем интересующимся посмотреть репетицию новых номеров. И вот Чук вышел на ковер, на котором перед тем работали медведи, почуял запах и... пошел по медвежьему следу. Совершенно забыл про работу, не обращал внимание на мои команды — так и дотопал до самых кулис.

А как-то давно мы с родителями работали в одном из цирков. По стене неподалеку от слоновника проходила труба отопления с красным фигурным вентилем. И слониха, чье любопытство пробудила его причудливая форма, начала крутить кран хоботом, в результате чего произошёл небольшой потоп.

Совсем смешная история приключилась с козлом, которого я взяла крохотным. Чтобы он не скучал, посадила его к собакам, и через какой-нибудь месяц мимо этой компании невозможно было пройти без смеха, потому что мой козел начал ... гавкать, то есть блеять не протяжно, а отрывисто и резко. Также он научился есть сухой корм, а еще приноровился воровать у собак мясо. Если на репетиции у кого-то из них падал кусок, он тут же подбегал и проглатывал. Неплохая добавка к сену и морковке, да?

— Для тебя важно быть частью рода Дуровых?

— Конечно, есть ощущение, что за мной стоит великая династия. Но это не означает, что я ставлю себя в один ряд с ее замечательными представителями — еще не заслужила. Для меня сейчас главное — не ударить в грязь лицом. Мои родители делали такие номера, которые до сих пор никто не может повторить, я только мечтаю освоить некоторые их трюки, ставшие классикой русского цирка. Уникальный вклад в наше искусство внесли и дедушка, прадедушка, наконец прапрадед, который основал Уголок, до сих пор остающийся единственным в мире театром зверей.

— Многие зрители помнят, какой колоритной фигурой была Наталья Дурова-старшая. Остались у тебя воспоминания о тете?

— Их не очень много: мы с родителями, как это бывает с цирковыми семьями, постоянно ездили по стране. И с тетей виделись лишь изредка, когда возвращались в Москву и приезжали к ней в театр. Помню, она всегда сидела за столом с папиросой «Беломорканал» и в шляпе. А рядом — ее знаменитый шимпанзе Яша, который почему-то не любил бородатых мужчин и дергал их за бороды. Между прочим, впервые на сцене я оказалась благодаря тете. Мне было года три-четыре, и мы пришли на спектакль. И вдруг во время действия Наталья Юрьевна говорит, что хочет познакомить зрителей с будущей артисткой. Вывела меня на сцену и предложила покормить пеликанов. А сама куда-то ушла. И я осталась одна с огромными птицами, которые с жадностью смотрели на рыбу и не понимали, почему их не кормят, а я не знала, что делать, и от растерянности заплакала. Это при полном зрительном зале! Тогда папа поднялся и забрал меня со сцены. А какая-то зрительница, которой, видимо, стало меня жалко, подошла и угостила конфетой.

— Похожа ли ты чем-либо на Наталью Юрьевну?

— Ну, это другим лучше судить. Мне кажется, я прежде всего похожа на своих родителей, хотя сильный характер — это черта всех Дуровых.

С раннего детства и до сегодняшнего дня главный авторитет для Наташи — это ее родители

— Наталья Дурова могла прийти в мэрию или даже Кремль с обезьянкой на плече...

— Вот тут мы с ней точно разные. Да и времена меняются. Нет, все же решать вопросы в Госдуме или департаменте культуры лучше сугубо человеческими способами.

— Когда-то цирковая тема занимала заметное место в телеэфире — транслировались спектакли, сннмались фильмы о выдающихся артистах... Нет ощущения, что сегодняшнее телевидение о цирке подзабыло?

— К сожалению, есть такое ощущение. Хотя тема очень важная, особенно для детей. Если бы они видели работу настоящих дрессировщиков, это укрепило бы в них любовь к братьям нашим меньшим.

— Но некоторые зоозащитники уверяют, что животные в цирке — это дикость и насилие над природой.

— Подозреваю, что мы, артисты-дрессировщики, лучше зоозащитников знаем, как относимся к животным. Как ухаживаем за своими питомцами, любим их, развиваем, лечим. Животные для нас — отдельный мир, в котором мы от зари до зари. И всю нашу жизнь. Конечно, в любой профессии есть шанс встретить недобросовестного человека, будь то врач, который плохо лечит, нерадивый пожарный или повар-воришка... Наверное, и в нашем деле такие попадаются, но мне повезло — я их не видела. Может, потому что звери плохого человека за версту почуют?

— Кто для тебя главный авторитет в жизни и творчестве?

— Я уже сказала, насколько уважаю своих родителей и их работу. Благодарна за воспитание, за жизненный путь, по которому они меня направили. Но где-то могу с ними и поспорить, даже повздорить. Мы взрослые люди, каждый со своим опытом и мнением. В жизни самое главное — оставаться честной перед самой собой.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9506
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7198
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?