Напомним, что инициатива учреждения в 2001 году рыбных аукционов принадлежит главе Минэкономразвития Герману Грефу. Он заявлял, что они станут спасением от разбазаривания богатых рыбных запасов, поскольку будут проводиться в Москве под присмотром федерального ведомства. Кроме пополнения казны, аукционы были призваны пресечь коррупцию на региональном уровне, когда территориальные власти выдавали своим людям квоты на лов рыбы.
Противником аукционов выступали главы регионов и практически все рыбодобывающие предприятия. Они считают, что дорогие квоты не по силам большинству хозяйств, а победителями торгов выступают агенты иностранных компаний, скупающие крупные лоты самых ценных рыбных пород. При этом бедным компаниям не остается ничего другого, как заниматься браконьерством.
Впрочем, с торгов уходила не вся рыба, а только самая ценная ее часть. В минувшем году на аукционах было продано 1,5 млн. тонн рыбной продукции - 40 процентов всего улова. По планам 2003 года от продажи квот правительство собиралось получить порядка 9 млрд. рублей. На прошедших в субботу торгах было продано 500 лотов минтая, макроруса, краба и кальмаров. При стартовой цене в 327 млн. рублей аукционная стоимость составила 1,061 млн. рублей. На предыдущем аукционе было продано на сумму свыше 2,3 млрд. рублей.
Меж тем, по данным Госкомрыболовства, в минувшем квартале рыбодобывающие компании России добыли около 870 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, что на 10,7 процента меньше, чем за тот же период прошлого года. Объемы производства на предприятиях отрасли упали более чем на 10 процентов.
Спор вокруг аукционов сделал фигуру главы Госкомрыболовства оппозиционной линии правительства. Как известно, премьер даже отстранял Наздратенко от руководства комитетом. Поэтому решение Минэкономразвития вынести вопрос сокращения аукционных торгов на межведомственную комиссию было воспринято как шаг к приглушению конфликта. В ведомстве Германа Грефа теперь считают, что торговаться с молотка должны только высоколиквидные морепродукты, а все остальное следует передать на региональный уровень для бесплатного распределения. При этом за Госкомрыболовством вроде обещают оставить право визирования таких решений.
Впрочем, "рыбное дело" может и не дойти до процесса визирования. В коридорах Белого дома Госкомрыболовство считается первым кандидатом на сокращение в ходе предстоящего реформирования правительства. Так что отказ от рыбных аукционов может означать, что сами они во многом служили средством сведения счетов со строптивым главой рыбного ведомства. А нет ведомства - нет нужды возиться с его увольнением.