Главная Работа 10:32 23 Марта 2012 3531
Но паровоз вперед лететь не хочет
Заметки на полях парадного буклета о работе РЖД
Яков Шаула

Когда глава железнодорожной монополии Владимир Якунин в очередной раз приходит к государственным чиновникам просить денег на увеличение инвестиционной программы, он жалуется на сложную ситуацию в железнодорожной отрасли. Итоги деятельности его команды можно подвести, прочитав годовой отчет РЖД за 2010 год, в котором рисуется не очень-то оптимистическая картина состояния сети железных дорог. Мы взяли буклет о достижениях РЖД по итогам работы компании в 2003–2011 годах и внимательно вчитались.

Новые инвестиции

«В 2003–2011 годах объем инвестиций ОАО «РЖД» постоянно рос. За этот период капитальные вложения в ценах 2011 года превысили 2,9 трлн рублей. Инвестиционный бюджет 2011 года увеличился в 1,5 раза по сравнению с показателем 2004 года». Для сравнения авторы буклета приводят объем вложений в 1995–2003 годах, которые составили лишь 500 млрд рублей.

Масштабы инвестиций действительно впечатляют. Однако РЖД, по сути, являются государственной компанией, принадлежащей каждому гражданину России. При этом компания постоянно просит и получает деньги из «народного кошелька» – бюджета Российской Федерации. Вряд ли растущий поток денег, потраченных на содержание железных дорог, является показателем эффективности работы.

РЖД вкладывают эти средства в первую очередь в развитие и обновление инфраструктуры, в приобретение и модернизацию подвижного состава, говорится в буклете. Что же, давайте разберемся.

Новые скорости

В проекты развития высокоскоростного движения РЖД вложили 75,6 млрд рублей. На эти деньги были модернизированы существующие железнодорожные ветки между Москвой и Санкт­Петербургом, а также Санкт­Петербургом и Хельсинки. Но назвать это полноценным высокоскоростным движением нельзя: купленные в Германии и Франции дорогие высокоскоростные поезда «Сапсан» и Allegro, способные на специально созданной инфраструктуре развивать скорость до 350 километров в час, разгоняются максимум до 250 километров в час, да и то лишь на небольших фрагментах пути, а в среднем идут со скоростью лишь 200 километров в час.

Современные поезда в Европе и в Азии ходят со скоростью 350–400 километров в час и способны разгоняться до 580 километров в час. В России же проект высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт­Петербургом, которая позволила бы «Сапсанам» разгоняться до 400 километров в час, все еще находится в стадии обсуждения.

Новые вагоны

На обновление вагонного парка, устаревшего «морально и физически» во времена МПС, РЖД потратили 386,1 млрд рублей. На эти деньги купили и запустили 2,1 тысячи локомотивов, около 5,5 тысячи пассажирских вагонов, более 53 тысяч грузовых и 5,2 тысячи секций электричек.

Однако большая часть пассажирского подвижного состава, как в дальнем следовании, так и в пригородном сообщении, остается в ужасающем состоянии. РЖД пишут: «Первые (за восемь лет! – «Труд») успехи налицо: средний возраст вагона сократился на три года».

О проблемах износа вагонного парка РЖД говорят прямо: «ОАО «РЖД» и его дочерние и зависимые общества имеют дело со стремительно стареющим парком подвижного состава. Последняя инвентаризация парка показала, что в течение 2009–2012 годов из эксплуатации необходимо вывести (по причине технической непригодности) более 25% от текущего парка (615 тысяч вагонов), что, в свою очередь, требует инвестиций в поддержание парка в размере 65–80 млрд рублей», – говорится в отчете РЖД за 2010 год. Впрочем, описание состояния вагонного парка в мрачных тонах вполне понятно – чиновникам нужно дать понять, что у менеджмента РЖД много работы, на которую нужно дать еще денег.

Новые вокзалы

На модернизацию вокзалов монополия потратила за восемь лет 20,4 млрд рублей. Здесь описания достижений достаточно скромны: в 2003 году был открыт Ладожский вокзал, в 2007 году модернизирован Курский вокзал, «новые вокзалы постоянно открываются на небольших станциях».

Впрочем, планы РЖД по модернизации вокзалов, которые, по словам Якунина, являются лицом железных дорог России, гораздо более масштабные.

До 2015 года им нуж­но будет реконструировать «всего лишь» 340 вокзалов, в том числе 81 вокзал в 2010–2012 годах, потратив 30 млрд рублей и активно привлекая внешние инвестиции. Время идет, однако РЖД пока не докладывали об исполнении этой программы, ограничиваясь очередными громкими заявлениями о далеко идущих планах.

Новые тоннели и мосты

На реконструкцию искусственных сооружений направлено 152,6 млрд рублей, написали РЖД. Компания докладывает об открытии Северо­Муйского тоннеля в декабре 2003 года (год создания РЖД), перечисляет новые Лагар­Аульский, Большой Петлевой, Новороссийский тоннели, мосты через Обь, Амур.

В масштабности планов РЖД никто не сомневается, однако по итогам восьми лет работы искусственные сооружения по­прежнему остаются одним из самых больных мест инфраструктуры российских железных дорог. Более 30% искусственных сооружений были спроектированы и построены еще в царской России и остаются опорными точками инфраструктуры и сейчас. «На 1 января 2010 года износ искусственных сооружений составляет 76,2%. В эксплуатации на главных железнодорожных направлениях находятся сооружения, построенные в период с 1861 по 1907 год. Они предназначались для существенно меньших поездных нагрузок, чем те, которые действуют сейчас», – говорится в том же отчете монополии за 2010 год.

Новая транспортная инфраструктура в Сочи

РЖД – отличник олимпийской стройки, они строят дороги с опережением графика и уже потратили для подготовки Олимпиады в 2014 году 221,2 млрд рублей.

Главный проект – объединенная автомобильная и железная дорога Адлер – Красная Поляна стоимостью 265 млрд рублей, говорится в буклете. Впрочем, сколько же на самом деле стоит проект, так и остается непонятным: сначала Якунин сообщил, что проект удалось удешевить до 227 млрд рублей, но теперь в высказываниях топ­менеджмента компании фигурирует цифра 241 млрд рублей.

Также РЖД готовят еще пять сочинских объектов, инвестиции в которые составят 260 млрд рублей.
Впрочем, авторы буклета умалчивают о том, что строительство олимпийских объектов для РЖД чрезвычайно выгодное дело, ведь сама монополия не тратит ни копейки. РЖД здесь является лишь исполнителем заказа государства, а строительство ведется исключительно на средства федерального бюджета.

Новые технологии

РЖД, в хозяйстве которых еще остались мосты, построенные в XIX веке, конечно же, не могут не считаться инновационной компанией. В 2010 году в инновационное развитие было вложено 5,75 млрд рублей, говорится в буклете. В качестве своих инновационных достижений РЖД называют «высокоскоростное движение, двухдизельные тепловозы, передовые разработки при укладке путей, спутниковая навигация на поездах».

Впрочем, для того чтобы Российские железные дороги действительно совершили инновационный скачок, необходимо хотя бы запустить настоящее высокоскоростное движение, но тогда скромной суммой 5,75 млрд рублей вложения РЖД вряд ли ограничатся.

Новые транспортные коридоры

Похоже, что единственный проект, которым РЖД могут похвастаться в этой сфере, – это развитие железнодорожных направлений, соединяющих Кузбасс и морские порты Мурманска, Балтийского моря, Дальнего Востока, Черного и Азовского морей.

В то же время транспортный коридор Кузбасс – морские порты вряд ли можно назвать «новым», если учесть, что как Кузбасский угольный бассейн, так и выходы к морю российская экономика получила в наследство от советской. Однако при этом РЖД умалчивают о другой огромной проблеме, о которой топ­менеджеры постоянно рассказывают чиновникам. За восемь лет работы менеджмент Якунина так и не смог решить проблему «узких мест» на сети и постоянно запрашивает на их «расшивку» все новые и новые средства. К концу 2010 года длина «узких мест», которые ограничивают пропускную способность железных дорог и не позволяют вывезти нужный объем грузов, составила, по данным Института экономики развития транспорта, 5462 км, причем, несмотря на дополнительные инвестиции, в 2011 году их длина не уменьшилась, а выросла до 6145 км. Если в решение этой проблемы не вложить 600 млрд рублей, то к 2015 году их протяженность вырастет до 13 316 километров, а объем невывезенных грузов составит 230 млн тонн, напугал правительство в конце прошлого года старший вице­президент РЖД Вадим Михайлов. Вряд ли стоит говорить о создании «новых транспортных коридоров», одновременно жалуясь на сужение старых и собственную неспособность их расширить.

Новый пригород

Список достижений РЖД за восемь лет работы в пригородном транспорте звучит для большинства из 8,7 млрд пассажиров электричек, перевезенных за те же восемь лет, скорее как оправдание. В покупку новых электричек РЖД вложили за это время 60 млрд рублей, говорится в буклете. С 2003 года РЖД закупили 5,2 тысячи электричек. Но с 2003 года обновлено явно не 100% парка электричек: по данным сайта РЖД, компания владеет 15 600 вагонами электричек. Модернизация же существующих вагонов идет очень медленными темпами: за 2010 год было модернизировано всего девять секций.

Вместе с тем ведомство оглашает далеко идущие планы и здесь: РЖД и немецкий машиностроительный концерн Siemens подписали контракт на совместное производство комфортабельных поездов «Ласточка»: 1200 вагонов будет поставлено уже к 2020 году.

«За восемь лет своей деятельности мы вложили около 2 трлн рублей в 10 ключевых направлений развития российской железнодорожной отрасли. Но в одной брошюре невозможно рассказать обо всем, над чем мы работаем», – этими словами РЖД завершают свой победный отчет, давая ссылку на официальный сайт компании.

Когда Якунин в очередной раз пойдет рассказывать чиновникам о необходимости господдержки, а Михайлов – жаловаться на узость транспортных коридоров, им явно стоит взять эту брошюру с собой. В правительстве обязательно должны вспомнить о том, как много потратили РЖД за последние восемь лет, и дать еще.

На 23 февраля и 8 марта длинных выходных в следующем году не будет, но три раза за год россиянам предстоит отдыхать по четыре дня подряд 

Фото: © Andrey Titov, globallookpress.com

Российское правительство утвердило производственный календарь на 2025 год. Постановление о праздничных и выходных днях в следующем году подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Как сообщается в официальном Telegram-канале кабмина, в 2025-м...

Власти Петербурга решили вспомнить хорошо забытое старое

Василий Слепаков
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Власти города на Неве, где с осени тротуары всякий раз превращаются в каток, разочаровались в частных подрядчиках и решили вспомнить хорошо забытое старое. А именно: возложить ответственность за состояние крыш,...

«Мы будем работать по трудовым ресурсам, они нам нужны, но все это будет делаться абсолютно легально», — заверил зампред правительства 

Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Нелегальной миграции в России больше не будет. Это необходимо четко понимать. Об этом в пятницу, 4 октября, после окончания заседания таджикско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, прошедшего в Душанбе,...

Вопрос «Труда»: Как и почему люди находят главное дело в жизни?

Евгений Акатов
Труд
Фото: © Sigrid Gombert, globallookpress.com

На этой неделе сенаторы, чиновники и работодатели обсуждали проблемы профориентации в школах. Прозвучал призыв «ориентировать школьников работать не только для себя и своей семьи, но и для Родины»....

Работа 00:23 / 08 Ноября 2024 6291
Новые обеспеченные

На фоне роста зарплат в России появился «новый средний класс», сообщают аналитики-оптимисты

Ирина Хмара
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Для внезапно выбившихся в князи уже придумали название: «новые обеспеченные». Как объясняют эксперты, сейчас у этих людей «гиперкомпенсация потребления»: они спешно отъедаются за предыдущие годы, стараясь...

70% опрошенных при этом отметили, что корпоративных пенсионных программ у них в компаниях не предусмотрено 

Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

45% россиян, участвующих в корпоративных пенсионных программах по месту работы, хотели бы получать пенсию в размере 50 и более тысяч рублей. Об этом свидетельствуют результаты исследования нескольких сервисов, с которыми ознакомились журналисты...

Госдума начала работу над законопроектами, ужесточающими миграционную политику 

Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Представителей сфер образования и здравоохранения необходимо исключить из списка профессий, по которым иностранцам предоставляется вид на жительство (ВНЖ) в России в упрощенном порядке. Об этом в среду, 16 октября заявил...

Благодаря этому фрилансеры должны получить возможность официально уходить на больничный 

Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Министерство труда РФ подготовило законопроект о проведении эксперимента по добровольному социальному страхованию для самозанятых на случай временной нетрудоспособности. Запустить его предлагается с 1 января 2026 года, сообщают «Ведомости». Эксперимент...

Первая же трудовая неделя ноября, наоборот, порадует дополнительным выходным 

Первая рабочая неделя ноября станет для россиян короткой: трудовыми будут дни с 5 по 8 ноября (со вторника по пятницу). Причиной является празднование Дня народного единства, отмечаемого в России 4 ноября. Соответствующая информация появилась...

Сейчас работающие россияне получают во время болезни до четырех тысяч рублей ежедневно

Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr., globallookpress.com

Максимальный размер выплаты по временной нетрудоспособности в 2026 году составит порядка 207,6 тысяч рублей в месяц. Это эквивалентно 6800 рублям в день. Об этом в субботу, 2 ноября сообщают «Известия» со ссылкой на пресс-службу...

Ранее такая мера действовала только в течение года 

Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Для российских военных, участвующих в боевых действиях в зоне специальной операции, трудовые договоры с гражданскими работодателями будут приостанавливаться на весь период службы. Об этом в четверг, 31 октября сообщил премьер-министр РФ Михаил...

«Одной из главных целей противоминной деятельности является равный доступ к работе в этой сфере», - заявили в минобороны страны 

Фото: © Vyacheslav Madiyevskyy, globallookpress.com

Власти Украины намерены привлекать к разминированию территорий инвалидов, женщин и ветеранов. Об этом в субботу, 2 ноября сообщило на своем сайте министерство обороны страны. «Одной из главных целей противоминной деятельности...

Отечественная экономика должна стать экономикой высоких зарплат, подчеркнул глава государства 

Фото: http://kremlin.ru

Российская экономика должна стать экономикой высоких заработных плат. В этом – ключ к повышению эффективности производств, заявил во вторник, 29 октября президент РФ Владимир Путин. Выступая на съезде Федерации независимых профсоюзов...

Работа 00:01 / 08 Ноября 2024 4614
Жмурки-2024

В последнее время всякие официальные лица взяли моды игнорировать запросы журналистов – даже официальные

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Такое ощущение, что чиновников как бы и вовсе нет. Но только не в день получки. Фото: White House, globallookpress.com

На прошлой неделе последовало продолжение скандала с депутатом Госдумы от КПРФ Денисом Парфеновым. Народный избранник отказался отвечать на вопросы журналиста по теме скабрезного видео, распространенного в Сети,...

И работающие, и неработающие пенсионеры получат пенсии с учетом индексации в январе

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Российские пенсионеры начнут получать проиндексированную пенсию в январе 2025 года. Как передает РИА Новости, об этом рассказал глава Социального фонда РФ Сергей Чирков. «В январе уже наши граждане — и работающие, и неработающие...

К 2030 году он должен составлять не менее 35 тысяч рублей в месяц

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы приняли во втором и третьем чтениях законопроект, который предполагает увеличение в России в 2025 году минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 22440 рублей. Об этом сообщили в пресс-службе нижней палаты парламента. «С...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?