О том, что есть такая чудесная Неделя детской книги, — об этом сейчас многие и не слышали. А ведь
Как хорошо было сумерничать в его тесной мастерской, прилепившейся, как ласточкино гнездо, под самой крышей ничем не примечательной высотки на окраине Москвы. Рядом с Львом Алексеевичем было светло, уютно и надежно. В страшно жаркое и дымное лето 2010 года он не успел выехать из Москвы. Ему было очень тяжело. Но каждый день он спускался во двор, чтобы полить любимую березку. Потом рассказывал близким: «Я ей подарил 11 ведер воды».
А через три месяца мы простились с мастером… В его последней книге, которая называется «Чудеса Господни», самая поразительная работа — та, где Творец сосредоточенно вдыхает жизнь в маленький голубой шарик, подбрасывает его, но ладони своей не убирает — на всякий случай. В предисловии к книге Лев Алексеевич так написал: «Радостный миг: шарик не упал и уже не упадет никогда!..»
На память о нем остались записи наших разговоров. Перед вами только малая часть того, что рассказывал художник, но и по этому фрагменту можно понять, откуда на земле берутся такие тонкие, добрые души — без них планету нашу давно бы одолела вечная мерзлота.
— Во времена вашего детства книг было мало, и, очевидно, вы помните свою первую книжку?
— Самая первая книжка, которая произвела на меня чарующее и загадочное впечатление, — это «Болото» Виталия Бианки. Она вышла в 1931 году. Там были очень странные рисунки Юрия Васнецова. Через
— А когда вы решили, что будете художником книги?
— Я ничего не решал — мне просто интересно было делать рисунки к любимым книгам. Мне выписывали «Чиж и Еж», «Мурзилку», «Пионер», «Затейник» и свердловский журнал «Дружные ребята». И я сразу смотрел на подписи под рисунками: а кто это рисовал? В семь лет я уже знал Тырсу, Конашевича, Чарушина, Ювеналия Коровина и отличал их друг от друга. А потом мама купила мне книжку Евгения Ивановича Чарушина «Джунгли — птичий рай». Мой дядя Сергей увидел эту книжку и закричал: «Женька Чарушин! Да мы же с ним в Вятке в одной студии занимались..." Так Чарушин вошел в нашу семью.
— А вы
— Нет, так высоко я не залетал. То, что все время есть хотелось, — это помню. Вообще многое до нас очень поздно доходит. И тогда мы вспоминаем: и это было не просто так, и это: И ты понимаешь: случайностей не бывает. Бывают только чудеса. Вот, про
— Ужас...
— И тут вдруг из тамбура меня
Помню, учился в Строгановке, в Москве, и так скучал по Уралу, что приходил на Казанский вокзал встречать скорый поезд из Свердловска. Навстречу шли незнакомые граждане с багажом, а я слушал их уральский говор — так меломаны слушают музыку в консерватории: Когда окончил Строгановку, вернулся на Урал: завод в Касли, потом художником в газете «На смену», постучался в
— Столичные издательства?
— Да, меня уже тянуло в книгу. Робко, как приготовишка, перешагнул порог «Детгиза».
— Я тоже ходил туда однажды с рукописью. Помню
— Так этот диванчик продавил ваш покорный слуга и другие молодые в ту пору художники. Иногда нас осчастливливали
— Работа над Джельсомино, кажется, совершенно переменила вашу жизнь.
— Точно! Мне вообще ужасно повезло с «Молодой гвардией». Ты не представляешь, как важно вовремя попасть в художественную атмосферу! А такая атмосфера была в «Молодой гвардии» благодаря Виктору Михайловичу Плешко, художественному редактору. Фронтовик, морской пехотинец, разведчик, боксер! Мощный, бесстрашный человек. Его высшей похвалой было: «
Последняя книга, над которой работал Лев Алексеевич, была связана с родным ему Уралом: «Аленушкины сказки» Дмитрия
Справка «Труда»
Всероссийская неделя детской книги начинается завтра. А впервые она прошла в Москве в марте военного 1943 года. Придумал праздник детворы писатель Лев Кассиль, а поддержали идею на самом высоком — государственном — уровне. Можно только изумляться: и ведь доходили руки у воюющей страны и до таких «мелочей»: