Построить сразу четыре теплоэлектростанции в самые сжатые сроки, в сложных климатических условиях и под беспрецедентно жестким контролем государства над принятием технических решений и расходованием средств — именно такую задачу начали выполнять «РусГидро» и РАО ЭС Востока (с октября 2011-го входящая в холдинг «РусГидро»). Скажем больше: чтобы не сорвать планы в ожидании согласований государственных комиссий, «РусГидро» уже вложила в проект 3,3 млрд рублей собственных средств.
Начнем с курьеза. В начале месяца руководство Счетной палаты РФ выступило с заявлением, что «РусГидро» до сих пор не потратило ни рубля из 50 млрд, выделенных государством год назад на развитие энергетики Дальнего Востока. То есть на строительство тех самых четырех теплоэлектростанций, чьи котлованы начнут закладывать в первой половине 2014-го и чья первая очередь должна вступить в эксплуатацию в 2016 году.
Что сказать — это абсолютная правда. К настоящему моменту на разработку и утверждение проектно-сметной документации по объектам и внеплощадочной инфраструктуре, закупку оборудования, а также подготовительные работы «РусГидро» и РАО ЭС Востока потратили 3,3 млрд рублей из собственных средств.
Спрашивается: зачем госкорпорация тратит свои деньги, если на ее счету лежат 50 млрд целевых государственных рублей? Это тот самый вопрос, что не давал покоя аудиторам Счетной палаты. Оказывается, такой порядок инвестиций предусмотрен в плане реализации проектов, согласован со всеми контролирующими ведомствами, в том числе со Счетной палатой.
Дело в том, что «РусГидро» ведет проекты с соблюдением сложной и многоступенчатой процедуры контроля расходования средств, разработанной в том числе при непосредственном участии Счетной палаты. Контролю и аудиту подвергается каждый этап — от выбора технических решений и проведения конкурсов среди подрядчиков до смет на строительство и закупку оборудования. Каждый шаг должен быть обоснован, утвержден и прозрачен.
Напомним, что в марте 2013 года ОАО «РусГидро» и ОАО «Сбербанк» заключили договор о банковском сопровождении строительства объектов электроэнергетики на территории Дальнего Востока. В соответствии с условиями договора Сбербанк обязуется осуществлять комплекс услуг по банковскому сопровождению строительства дальневосточных объектов. В частности, для каждого участника строительства (заказчик, ДЗО заказчика, генеральный подрядчик, субподрядчик) откроют обособленный банковский счет (ОБС), с которого будут производиться расчеты по выполненным строительно-монтажным и другим подрядным работам. Для независимого ценового и технологического аудита, а также анализа соответствия реализуемых технических решений проектной документации по каждому объекту строительства банк уже нанял независимые инжиниринговые компании. Все платежи по выполненным работам будут осуществляться при наличии положительного заключения этихкомпаний.
С целью своевременного информирования правительства РФ, Минэнерго России и Минэкономразвития о ходе реализации проектов участниками программы ежемесячно будут формироваться отчеты о расходовании средств с ОБС. Кроме того, «РусГидро» реализует дополнительный внутрикорпоративный контур контроля целевого использования денежных средств. Ежеквартально правление компании будет отчитываться о ходе реализации проектов перед советом директоров.
Не к такой ли, совершенно прозрачной системе государственных инвестиций долгое время призывали российские политики? И вот она работает — это плюс. Но есть и минус — данная система контроля сложна и требует длительного времени на проведение всех процедур. А сроки не ждут. Изношенность тепло- и электрогенерации на севере Дальнего Востока такова, что случись, не дай бог, форс-мажор — и люди замерзнут. Поэтому на первом этапе реализации программы компания тратит не бюджетные, а собственные средства. Тем более что стоимость реализации первой очереди четырех станций
1-я очередь Сахалинской ГРЭС-2 (Сахалинская область), ТЭЦ в городе Советская Гавань (Хабаровский край), 2-я очередь Благовещенской ТЭЦ (Амурская область) и 1-я очередь Якутской ГРЭС-2 (Республика Саха (Якутия), по самым оптимистичным оценкам, составляет 63 млрд рублей, и «РусГидро» так или иначе должна тратить свои деньги. А государственные 50 млрд тем временем хранятся на специальном счете в Сбербанке, и на них уже начислены проценты — 1,6 млрд рублей. Они также пойдут на стройку.
Наконец, о важности бережного отношения к полученным от государства средствам председатель правления «РусГидро» Евгений Дод 22 июля 2013 года докладывал лично президенту Владимиру Путину. И глава государства поддержал «РусГидро» в части создания специального многоконтурного механизма контроля. Кроме того, президент был проинформирован о том, что компания не намерена тратить бюджетные средства до прохождения всех ступеней согласования и контроля, а будет на первом этапе расходовать собственные финансовые ресурсы.
Остается добавить, что именно Владимир Путин был инициатором создания такой системы контроля, которая исключала бы любые возможности для ошибок.
Но вернемся на Дальний Восток. Почему такая спешка со строительством ТЭЦ и ГРЭС? Попутно уточним: ГРЭС — это та же теплоэлектроцентраль, а название осталось из советской истории: государственная районная электростанция.
На юге Дальнего Востока четыре субъек-та Федерации: Хабаровский край, Амурская область, Еврейский автономный округ и Приморский край. Эти четыре региона, а также южные районы Якутии объединены в энергосистему. Между ними есть ЛЭП, подстанции и так далее, то есть так называемые электросетевые связи. Если в одном месте генерирующая мощность выйдет из строя, то соседи всегда могут поделиться энергией.
А вот все, что севернее — Сахалин, Камчатка, северная часть Якутии, Магаданская область и Чукотка, — это изолированные энергосистемы. Если, например, вдруг Якутская ГРЭС-1 остановится, то Якутск рискует вымерзнуть. То же самое с Сахалином. Однако изолированность — это хоть и фактор риска, но не причина дефицита тепла. Причиной же выступают изношенность оборудования и отсутствие необходимого резерва мощностей. А в основе всего — тотальное регулирование тарифов.
Как нам рассказали в «РусГидро», весь Дальний Восток — это зона тотального тарифного регулирования. Если в остальных регионах страны действует рынок, производители и поставщики энергии закладывают в цену киловаттов и тепла средства на ремонт, модернизацию и расширение своих мощностей, то на ДВ это не так. Промышленных потребителей мало, а не слишком многочисленное население не в состоянии оплачивать весь генерирующий кластер. Как результат — энергокомпании региона сейчас работают не то что без прибыли, а себе в убыток и не имеют возможности содержать мощности в надлежащем состоянии. Последние государственные дотации в энергетику Дальнего Востока были в начале 1990-х. Добавим сюда суровые климатические условия, осложняющие поддержание энергообъектов в безаварийном состоянии и активно способствующие износу оборудования, и станет очевидно, что электро- и теплогенерация в регионе сейчас находится в плачевном состоянии.
Так вот, чтобы исправить эту ситуацию, правительство и выделило из бюджета 50 млрд рублей.
Эти целевые средства пойдут на строительство четырех первоочередных объектов — в Якутии, Хабаровском крае, Амурской области и на Сахалине. Три станции, кроме Благовещенской, будут строиться, что называется, в чистом поле. Их задача — постепенно заменить изношенные генерирующие мощности. В Благовещенске ситуация немного другая. Город активно строится, возникают новые жилые кварталы, школы, поликлиники, детские сады. Однако люди не могут даже заселиться в новые дома, потому что существующая ТЭЦ уже физически не в состоянии обеспечивать теплом развивающийся город. В результате в Благовещенске возник острейший дефицит тепловой мощности.
Сейчас, спустя год после выделения государственных денег, проделана громадная работа. Заканчивается стадия проектирования: проекты трех станций — Якутской, Благовещенской и ТЭЦ Советской Гавани — уже готовы. До конца декабря должны завершиться конкурсы по выбору генеральных подрядчиков строительства. Как уже говорилось, потрачено 3,3 млрд рублей собственных денег компании «РАО ЭС Востока», входящей в Группу «РусГидро».
В городе Советская Гавань Хабаровского края будет построена новая ТЭЦ электрической мощностью 120 МВт и тепловой — 200 Гкал/ч. В качестве топлива предполагается использовать ургальские каменные угли. Год ввода в эксплуатацию — 2016-й. В рамках сооружения 1-й очереди ТЭЦ будет выполнено строительство внутриплощадочной инфраструктуры для последующих очередей станции суммарной мощностью 360 МВт. В результате строительства новой ТЭЦ предполагается вывести из эксплуатации неэффективное и исчерпавшее свой ресурс оборудование Майской ГРЭС, работающее с высоким расходом топлива и низким электрическим КПД.
На сегодняшний день в проект вложено 2,7 млрд рублей. Прошла государственную экспертизу проектно-сметная документация. Также получено разрешение на использование определенной марки угля. Объявлены конкурсы на поставку основного оборудования, значительная часть его уже получена у поставщиков. Объявлен открытый конкурс по выбору генподрядчика на выполнение строительно-монтажных работ.
Якутская ГРЭС-2 будет построена в столице Республики Саха (Якутия). После возведения первой очереди электрическая мощность составит 170 МВт, тепловая — 460 Гкал/ч. В качестве топлива для производства электроэнергии и тепла предполагается использовать природный газ Средневилюйского ГКМ. Год ввода в эксплуатацию — 2016-й. ГРЭС-2 будет возводиться в зоне вечной мерзлоты, что усложняет процесс. Таких объектов на Дальнем Востоке не строили с 80-х годов прошлого века.
Для ГРЭС-2 место выбрано идеально — вблизи газораспределительной станции, «напротив» Якутской ГРЭС и Якутской ТЭЦ. Такое расположение позволит взять город в «тепловое кольцо» — вытеснить часть малоэффективных и экологически вредных котельных, перевести их потребителей на центральное теплоснабжение от новой станции. В проект на сегодня вложено 217 млн рублей. Подготовлена проектно-сметная документация, получено одобрение Главгосэкспертизы по технической части проекта, объявлен конкурс на поставку оборудования и генеральный подряд.
Первая очередь Сахалинской ГРЭС-2 будет построена в поселке Ильинский Томаринского района Сахалинской области. Электрическая мощность составит 110 МВт, тепловая — 15 Гкал/ч. Год ввода в эксплуатацию — 2016-й.
Одна из двух крупных станций на острове — Сахалинская ГРЭС — исчерпала свой срок службы и должна быть выведена из эксплуатации. В этих условиях ГРЭС-2 является особо востребованной для обеспечения энергетической безопасности целого региона. Если ее не построить сейчас, изолированная островная энергосистема может остаться без необходимого резерва мощностей. Ввод в работу Сахалинской ГРЭС-2 позволит создать запас мощности и надежности энергетической инфраструктуры для роста промышленности региона, развития производственного сектора. На сегодняшний день в проект вложено 112 млн рублей. Под строительство станции выбраны участок и вид топлива, завершается разработка проектной документации.
Вторая очередь Благовещенской ТЭЦ будет построена в городе Благовещенске Амурской области. Электрическая мощность первой очереди новой ГРЭС составит 120 МВт, тепловая — 188 Гкал/ч. В качестве топлива предполагается использовать уголь месторождения «Ерковецкий». Год ввода в эксплуатацию — 2015-й.
В отличие от трех других строек, настоящая направлена не на замещение отработавших мощностей, а на покрытие острого дефицита тепла в Благовещенске. По оценкам экспертов, сегодня дефицит тепловой мощности в городе составляет 90 Гкал/ч, к 2015 году он вырастет до 170 Гкал/ч. Уже сейчас нет возможности реализовать заявки на подключение к тепловой мощности по ряду новых жилых микрорайонов.
На подготовку к строительству потрачено 108 млн рублей. Подготовлена проектно-сметная документация. Главгос-экспертиза уже выдала положительное заключение на техническую часть проекта, смета сейчас проходит согласование. Объявлен конкурс на поставку оборудования и генеральный подряд.
Кстати, из-за того, что четыре сложных генерирующих объекта необходимо возвести за четыре года, в «РусГидро» программу строительства новых энерго- и тепломощностей на Дальнем Востоке уже прозвали «4 на 4». Примерно как сверхпроходимый внедорожник, способный перемещаться по сложнейшему рельефу Якутии и Сахалина при запредельно низких температурах.
Использование целевых бюджетных средств, тех самых 50 млрд рублей, начнется только после государственной экспертизы и независимого технико-ценового аудита каждого проекта. Дополнительный независимый аудит проектно-сметной документации, проводимый по поручению правительства РФ, необходим для обеспечения максимальной прозрачности расходования бюджетных средств, выделенных государством на строительство этих станций. Он является обязательным условием для заключения контрактов с подрядчиками и открытия финансирования по каждому проекту. Группа «РусГидро» обязана обеспечить максимальную прозрачность и эффективность капитальных вложений, пройдя все уровни согласований и экспертиз.
По всем четырем объектам начало строительно-монтажных работ намечено на 2014 год. Сооружением станции займутся специально созданные в регионах компании — 100-процентные ДЗО «РусГидро», которые будут выполнять функции заказчиков-застройщиков.
«В проектах развития энергетики Дальнего Востока впервые используется уникальная система контроля, — сказал по этому поводу глава „РусГидро“ Евгений Дод. — Работают независимые инжиниринговые компании, которые осуществляют технологический контроль и ценовой аудит, работает Сбербанк, держащий деньги на своем счету, контролирующий все расходы, вплоть до зарплаты строителям. Без их разрешения ни мы, ни наши „дочки“, ни их подрядчики и субподрядчики выйти на стройплощадку не смогут. И хотя сейчас эта система может показаться огромной и неповоротливой, уверен, в дальнейшем она будет транслироваться на все проекты с государственным участием, что позволит сделать процесс госфинансирования прозрачным и управляемым».
Кстати, идеи новых теплоэлектрогенерирующих станций на севере Дальнего Востока не такие уж новые. Например, первая попытка расширения тепловых мощностей Благовещенской ТЭЦ была предпринята еще в 1988 году, но не была завершена по причине нехватки финансирования. Теперь есть все возможности довести начатое до конца.