Противостояние представителей власти и отечественного бизнеса наметилось в самом начале мероприятия. Жесткая критика в адрес правительства, звучавшая с трибуны, покоробила многих чиновников. Глава экспертного совета президента РФ Аркадий Дворкович даже сделал замечание ораторам:
- Я шокирован уровнем озлобленности первых докладчиков. Не понимаю, откуда столько негатива и одновременно чрезмерных ожиданий? Давайте выстраивать конструктивный диалог, если действительно хотим что-то решить.
Форум, организованный партией "Единая Россия" и Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", собрал на этот раз в основном представителей несырьевого бизнеса, где меньше денег и больше проблем. С сырьевиками все понятно: крупные добывающие компании выстраивают свои отношения с властью. Они приносят в бюджет самые крупные налоги, поэтому чиновники теснее с ними общаются, больше к ним прислушиваются. Высокие мировые цены на энергоресурсы позволяют сырьевикам жить безбедно и при том считать себя благодетелями экономики. Но бесконечно так продолжаться не может.
- Нефтяные деньги подобны наркотику,- подчеркнул генеральный директор Центра "ЮНИКОН" Андрей Дубинский. - Поэтому они являются злом отечественной экономики. Но проблема не в природных богатствах и не в благоприятной нефтяной конъюнктуре, а в том, что не умеем использовать все это во благо страны. Надо грамотно организовать переток финансов из сырьевого сектора в другие отрасли.
Как это сделать? Бизнесмены и государственники пришли к мнению, что нужно создать Инвестиционный фонд для развития важнейших направлений экономики. Со стороны частного бизнеса прозвучало мнение, что средства такого фонда, созданного на деньги госбюджета и частного капитала, должны пойти на поддержку бизнеса. Это позволит промышленникам модернизировать производство, повысить конкурентоспособность отечественной продукции.
Однако вице-премьер Александр Жуков заметил, что ни в одной стране с рыночной экономикой государство не выступает главным инвестором частного бизнеса. У государства хватает и других забот. Средства инвестфонда должны пойти на строительство дорог, на науку, ипотеку, развитие инфрастуктуры, социальной сферы. То есть туда, куда не вкладывают деньги частные компании.
Не поддержал он и просьбу бизнесменов снизить единый социальный налог (ЕСН) до 15 процентов для компаний, работающих в несырьевом секторе. Доводы предпринимателей таковы: высокий ЕСН снижает рентабельность предприятий. Если ставки по этому и некоторым другим видам налогов будут снижены, из тени может выйти до 40 процентов бизнеса. Таким образом заметно расширится налогооблагаемая база. Правда, до того, как это произойдет, предстоит кратковременное падение сборов в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования. Вот это и не устроило вице-премьера.
И все-таки по ряду позиций бизнесу и власти удалось договориться. Прежде всего о том, что нельзя продолжать ориентироваться на сырьевой сектор.
Вчера на пресс-конференции в Москве после окончания переговоров с президентом Мексики Владимир Путин сказал, что высокие цены на нефть и большой приток нефтедолларов, с одной стороны, помогают бороться с бедностью и наполнять бюджет, с другой - создают трудности для развития экономики, реального сектора. Между тем в России есть все предпосылки для того, чтобы отказаться от узко сырьевого пути развития, переориентироваться на создание высокотехнологичных производств, обеспечив тем самым высокий экономический рост.