КОВАРНАЯ ПОЛОСКА
Правилами дорожного движения для велосипедистов отведена полоса шириной в один метр с правой стороны дороги, но не все автомобилисты помнят об этом.
Как ни странно, многие водители, даже с большим стажем, считают, что человек на велосипеде - это тот же пешеход. По крайней мере, полагают они, велосипедист способен моментально остановиться как вкопанный и пропустить машину. Между тем тормозной путь этого двухколесного "коня" совсем не мал. Если велосипедист едет со скоростью 25 километров в час, то ему требуется 8 метров, чтобы остановиться.
А теперь представьте, что автомобиль поворачивает направо. Сплошь и рядом водители прижимаются к бордюру почти вплотную. Это значит, что они практически не оставляют места для велосипедиста. А ведь по правилам ПДД для него выделяется целый метр проезжей части, причем на повороте - тоже. К чему это приводит? А к тому, что именно на правых поворотах, особенно если нет светофора, происходит 20% ДТП с участием автомобилей и велосипедов. В одних случаях автомобилисты не замечают своих двухколесных коллег, в других думают, что велосипедист быстро, как пеший, остановится и пропустит машину. Должен заметить, что в таких случаях всегда признается виновным именно водитель - не оставил пространство для маневра. Увечья, которые получает велосипедист, могут быть весьма серьезными, не говоря о царапинах и вмятинах на автомобиле.
Именно из-за длинного тормозного пути двухколесного агрегата происходит еще около 10% ДТП на дорогах. Повинны в них, правда, не только водители, но и пассажиры, хотя по закону отвечать за аварию приходится тому, кто сидит за рулем. Ситуация на первый взгляд как будто безобидная. Вот остановился автомобиль. Водитель или пассажир резко открывает дверь, чтобы выйти. Чаще всего у велосипедиста, который ехал рядом и чуть сзади, просто не остается ни времени, ни возможности объехать эту самую дверь. Травмы, которые он получает, тоже не назовешь легкими.
Но самые страшные аварии происходит из-за того, что автомобилисты не останавливаются, чтобы пропустить велосипед, который следует по главной дороге. Так вот запомните: если вы едете за рулем даже самого крутого "мерса" по второстепенной дороге, а перекресток пересекает по главной дороге подросток на маленьком двухколесном драндулете, то не думайте, пожалуйста, что вы главнее его. По крайней мере если, не дай бог, вы собьете мальца, то отвечать будете по полной программе. Правила гласят: водитель обязан пропустить любое транспортное средство, следующее по главной дороге. Велосипед в том числе.
Часто автомобилисты забывают и такое незыблемое правило, как помеха справа. Никому в голову не придет ехать, если справа другой автомобиль - ему надо уступить дорогу. Но постойте на перекрестке. Вот велосипедист замер на светофоре в отведенной ему метровой полосе у бордюра тротуара. Он не показывает рукой, что собирается поворачивать вправо, значит, поедет прямо. Но большинство водителей почему-то его не пропускают, спокойно, как будто так и надо, поворачивают направо, выдавливая на тротуар велосипедиста. Водители встречных автомобилей в этой же ситуации также не жалуют велосипедистов, поворачивают налево и, бывает, просто давят двухколесную машину. Редкий автомобилист тормознет, чтобы пропустить велосипедиста, едущего прямо, хотя обязан это сделать. Ведь он для него является все той же помехой справа. Последствия часто бывают плачевными, как и при обгоне велосипеда справа. Его, кстати, некоторые автомобилисты вообще не считают нарушением. Но это совсем не так - почитайте правила.
ЧЕРТ ИЗ ТАБАКЕРКИ
Если для велосипедистов все-таки отведено определенное место на дороге и даже есть предписание, на каких трассах им нельзя появляться, то с мотоциклистами - беда. Слева, справа, сзади спереди - где ждать урчащую машину, автоводителю определить трудно. Но и увидев в зеркале "летящую молнию", не все автомобилисты знают, как действовать.
Те, кто ездит на скутерах с объемом двигателя меньше 50 кубических сантиметров, больше держатся правой стороны дороги, как и велосипедисты, но двигаются гораздо резче и быстрее. Поэтому чаще нужно посматривать в правое боковое зеркало и помнить, что правый поворот очень опасен. Если заметил мопед - готовься к "атаке". Скутерист запросто может уйти влево и оказаться невидимым. Многие лихачи на двух колесах пристраиваются сзади авто. Тогда не тормози резко - вляпается в задний бампер.
У водителей спортбайков другая наклонность. Она продиктована мощностью машины и ее необыкновенной маневренностью. Беда в том, что этими качествами не все умеют правильно пользоваться. Неумелые мотоциклисты пристраиваются вам в хвост и ждут свободного окна между автомобилями в потоке, а когда оно появляется, молниеносно в него ныряют - полная неожиданность для водителя автомобиля. Тут единственный вариант поведения: увидел сзади мотоциклиста - не вздумай освобождать ему место для проезда, сдвигать свою машину влево или вправо. Это только запутает его. Ехать в таком случае нужно так же, как ехал, прямо, может, чуть убавив скорость. На серьезных мотоциклах все-таки чаще ездят серьезные ребята, и они сами найдут, как объехать вашу машину.
Особое внимание проявляйте на светофорах. Водителям самых крутых тачек не стоит тягаться с байкерами на не менее крутых машинах, кто раньше пройдет перекресток. Победитель известен заранее, но если вы попытаетесь все-таки обогнать байкера, то только подзадорите его. Он даст газу и может запросто не удержаться в седле - грохнется под ваши колеса. Это вам нужно?
Объезжать мотоцикл тоже нужно очень осторожно. Если он стоит и не двигается, то не забывайте особенность: мотоциклист держит машину, упираясь ногами в асфальт. А вдруг нога соскользнет, мотоцикл завалится или вообще упадет - такое тоже не редкость. Падение, кстати, может произойти и по вине водителя авто, если он нечаянно или намеренно подрежет мотоциклиста. Старайтесь держаться подальше от мотоцикла. Особенно на скорости. Если вы решили обогнать, что называется, впритирку мотоцикл, то его может просто сдуть потоком воздуха, который образуется вокруг вашего автомобиля.
Не все автомобилисты знают, что мотоциклисты видят обычно не всю дорогу и не все, что происходит вокруг них. Зеркала небольшие, шлем не дает повернуть голову - причин много. Ученые подсчитали, что, к примеру, на скорости 120-140 километров в час байкер замечает только дорогу впереди себя, по бокам он вообще ничего не видит, поскольку там все мелькает.
Не подходят в общении с мотоциклистами и обычные для водителей авто сигналы - мигание фарами, поворотниками в знак благодарности или приветствия. Не стоит выражать свою радость, если она появилась, конечно, при виде крутого мотоцикла долгим бибиканьем. Байкеры предпочитают, когда автомобилист приветствует их, поставив ладонь на верхнюю часть рулевого колеса. Грамотный мотоциклист в ответ кивнет головой - понял. У некоторых спортбайкеров модно сейчас в ответ на приветствие дрыгнуть ногой. Так что не удивляйтесь.
ПАПА, ПРИМИ ЭКЗАМЕН
К сожалению, большинство велосипедистов не знают правил дорожного движения. А ведь по нашим законам они являются такими же участниками дорожного движения, как и водители автомобилей.
В ДТП больше всего страдают подростки. Знаю, что работники ГИБДД встречаются накануне велосезона со школьниками, предупреждают их об опасностях на дорогах. Однако коренным образом эти встречи и беседы положения не меняют. И тут требуется бдительное око родителей. Ну что стоит папашам, особенно тем, кто водит машину, проэкзаменовать своего сына или дочь перед тем, как выпускать на улицу на велосипеде.
На что обратить внимание? Перво-наперво объяснить, что дорога не любит неожиданностей. Поэтому появляться на ней из-за угла дома, прыгать на велосипеде с тротуара на проезжую часть не просто опасно, а смертельно опасно. Столько ребят гибнет из-за такой шалости. Второе - научить показывать повороты руками. Третье - заставить выучить основные дорожные знаки, запрещающие движение, повороты, предписывающие обязательную остановку перед тем, как проехать, к примеру перекресток, и так далее. Надо буквально вдолбить в голову главное правило водителей: помеха справа - большая опасность. Лучше всего, конечно, если родитель не только заставит выучить знаки, но и покажет их непосредственно на дороге.
Само собой разумеется, что взрослые просто обязаны проверить, в порядке ли тормоза, есть ли на велосипеде спереди и сзади светоотражатели, светит ли фара, звенит ли звонок. Светоотражающими фликерами нужно обязательно украсить одежду юного гонщика.