Без привлечения иностранной рабочей силы в России уже не могут обходиться не только ЖКХ и сфера строительства, но даже IT-сектор. В Госдуму внесен законопроект, который упростит процедуру приема на работу таких специалистов. Так, если сейчас минимальная зарплата для них составляет 2 млн рублей в год, то теперь эта планка снижается до 1 млн. Хотя трудно представить, чтобы за вдвое меньшие деньги можно было заполучить качественных программистов.
Для регионов существующие зарплаты считаются очень даже неплохими. И тем не менее именно в провинции набираются опыта и знаний специалисты, которые сначала перебираются в крупные города, а потом уезжают за рубеж. Получается какой-то круговорот айтишников. Причем этот рынок испытывает постоянный дефицит кадров. И, как следствие, возникает вопрос: как и кем мы собираемся замещать эту профессию?
Вообще есть два типа «IT-гастарбайтеров». Первый — это работники из ближнего зарубежья, для которых не существует языкового барьера и переезд в Россию будет шагом вперед как в личном, так и в карьерном плане. Вторая группа — перспективные специалисты с Запада.
«В привлечении последних есть свои плюсы. Обычно иностранный специалист лучше знает технологии и может систематизировать рабочие процессы. Одним словом, он уже решал такую задачу и может спроецировать отлаженные на Западе практики на наш рынок. Например, когда в 2012 году в Россию привезли новую технологию SAP HANA и сказали: «Внедряйте!», никто не знал, как это делается. В таких случаях и возникает острая потребность в кадрах, которые знают процесс. Что будет, если прийти к представителям «Газпрома» и предложить им какую-то новую платформу? Они скажут: «Хорошо, только покажите, как вы это уже делали», — и попросят рассказать success stories («истории успеха» — англ.), которых достаточно у экспатов», — комментирует законопроект старший консультант кадрового агентства «Контакт» Анастасия Овчаренко.
Проблема в том, что наши перспективные специалисты часто не могут реализовать потенциал на родине. А когда уезжают за рубеж, то как раз и начинают быстро прогрессировать.
«Доля занятых в IT-секторе от общего количества работающих в России по-прежнему вдвое-втрое меньше, чем в западных странах, и составляет порядка 0,6-0,7%. Прогнозируемые цифры выпускников вузов в ближайшие несколько лет не позволяют кардинально поправить положение. Для государства и работодателей это очевидная проблема. Сектор является одним из наиболее производительных и инновационных, и если Россия не только декларирует, а на деле стремится к повышению производительности труда и модернизации экономики в целом, то правительству просто необходимо решать эту задачу, в том числе и за счет привлечения «IT-гастарбайтеров» на свой рынок», — отмечает в разговоре с «Трудом» коммерческий директор международного агентства Kelly Services CIS Роман Шикин.