Когда пять дней назад в Женеве было достигнуто соглашение по Украине, никто, конечно, не думал, что все проблемы этой страны решены. Но ведь не зря же четыре весьма занятых персоны, не питающие друг к другу особых симпатий, семь часов просидели за одним столом, в одних стенах... Или все-таки зря? Ищем ответ на этот вопрос в последних событиях.
Вообще-то по поводу женевских соглашений имеются две весомых и абсолютно противоположных точки зрения. Наиболее экзальтированные комментаторы в России говорят о провале нашей дипломатии: дескать, Лавров «слил» юго-восток, уже одной ногой стоявший в российских пределах. В то время как на Западе многие посыпают пеплом собственные головы. К примеру, военный аналитик американской телекомпании Fox News Ральф Питерс считает, что соглашение в Женеве стало очередной неудачей президента США Барака Обамы, ведь теперь у России на Украине развязаны руки, а Киев ограничен в наведении порядка на собственной территории. В общем Питерс считает, что текст этого соглашения — настоящий подарок Владимиру Путину.
Суммируя же результаты четырехсторонней встречи в Женеве, можно сделать главные выводы: предотвращена бойня на юго-востоке Украины, поднят вопрос о федерализации, а главное, Запад смирился с присоединением Крыма к России (о нем не сказано ни слова в тексте соглашения).
Впрочем, реальная жизнь показывает, что подобные соглашения проще принять, чем выполнять. Киев не спешит разоружать боевиков «Правого сектора» и освобождать захваченные здания. Повстанцы юго-востока также не торопятся сдавать оружие и расходиться по домам. Несмотря на договоренности о неприменении насилия, накануне Пасхи в Славянске неизвестные боевики расстреляли безоружных людей на блокпосту, прибывшие на помощь ополченцы уничтожили двоих нападавших...
Тем не менее большая война все же остановлена. Украинские военные замерли на своих позициях — тяжелая техника и авиация не используется. Если исключить пакости и провокации, можно констатировать, что конфликт подвешен во времени. Причем чем дольше он будет оставаться в таком виде, тем сложнее официальному Киеву будет подавить сопротивление юго-востока.
На этом фоне любопытны новости, приходившие вчера с Украины. Юлия Тимошенко отменила свою поездку в США для встречи с американскими политиками. Судя по всему, в Штатах никто не горит желанием встречаться с ней. В Закарпатской области объявили о том, что 24 апреля местные жители собираются огласить призыв к созданию собственной независимой республики. Народные власти Луганска объявили о создании в городе штаба по управлению всеми силами юго-востока страны. Вчера в городе прошел народный сход, посвященный федерализации. А в Одессе провозгласили создание народной республики Новороссия.
И еще одна, очень красноречивая весть пришла из МВД Украины, которое обратилось с воззванием к бывшим бойцам «Беркута». Суть его напоминает речи кота Леопольда из старого советского мультфильма: ребята, давайте жить дружно. И не просто жить. Бойцов призывают забыть прежние обиды и помочь защитить страну от распада. И это после того, что пережили эти ребята от пришедшей с Майдана новой власти. После того как их расстреливали на улицах, выбрасывали ранеными из больниц, ставили на колени, а потом вообще расформировали, изгнав с позором со службы. И вот теперь власть просит защиты у них же! Даже не знаешь, как относиться к такому воззванию. Очевидно, в головах лидеров майданного путча происходят тяжелые, нездоровые процессы.
А тем временем в потоке новостей из Киева пришло еще одно негромкое сообщение: за последние месяцы в городе в 3,2 раза выросли продажи антидепрессантов и в 3,7 раза — транквилизаторов.
Слово эксперту
Федор Лукьянов, главный редактора журнала «Россия в глобальной политике»
— Женева: впервые за долгие годы состоялись переговоры, где две страны стоят на антагонистических позициях и ищут не общее решение, а форму менее опасного противостояния. В этом контексте и следует рассматривать политический процесс вокруг Украины. У США и России совпали — по совершенно разным причинам — представления о том, какое положение вещей для них сегодня более приемлемо. Благодаря тактическому совпадению в оценке ситуации общий настрой резко изменился. Еще пару недель назад о «другой» Украине в Киеве и слышать не хотели, а на Западе эту позицию не поддерживали, считая федерализацию российской уловкой для дальнейшего развала страны. Сегодня чуть ли не аксиома: конечно, децентрализация, конечно, гарантия прав русских и так далее.
Однако Украина по-прежнему взрывоопасна. Социально-экономические проблемы там встают в полный рост, а решения их не найдены. Женевское заявление — компромисс на словах, не обязывающий и не предусматривающий механизмов воплощения в жизнь. Россия и США настроены не на разрешение конфликта, а скорее на управление им. Европу в расчет уже не принимают — ни собственной политической волей, ни способностью проводить внятную политику она не обладает. Украинский кризис — и внутренний, и связанный с ним международный — это надолго, что и подтвердили женевские переговоры. Большие державы готовятся к позиционному соперничеству. Сама Украина будет усиленно подливать масло в огонь. А деклараций, подобных женевской, мы увидим и прочитаем еще немало — они будут срываться и заключаться снова и снова.