Проверка длилась почти полгода. В результате аудиторы сформулировали четыре основные претензии к компаниям. Первая заключается в том, что нефтяники в своих интересах используют "прорехи" законодательства. Это ведет к сокращению бюджетных платежей и занижению налогооблагаемой базы. Самым распространенным методом "минимизации налогов" стало использование внутренних офшоров. Аудитор Владимир Пансков доложил на коллегии, в 2001-2002 годах НК "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть" и "ЮКОС" при купле-продаже нефти использовали офшорные зоны Мордовии, Калмыкии, Чукотки и Байконура. Правда, с 2003 года к таким схемам уже не прибегали.
Однако к этому времени компании начали интенсивно наращивать экспорт "черного золота", обходя вывозные ограничения. Это вторая претензия к нефтяникам. Дело в том, что при вывозе нефти налог на добавленную стоимость (НДС) и возвращается экспортеру. Складывается парадоксальная ситуация: чем больше компания нефти продает за кордон, тем меньше отчисляет в бюджет. В 2003 году НК "ЛУКОЙЛ", например, чья доля экспорта составляет половину от добытой нефти, заплатила с тонны на 500 рублей меньше, чем "Сибнефть", у которой доля экспорта - 40 процентов от добычи. Те же компании, которые работают только на внутреннем рынке, платят в бюджет сполна.
Третье требование коллегии Счетной палаты: решить вопрос о введении дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это позволит бюджету получать дополнительные доходы с высокорентабельных месторождений. Споры на эту тему ведутся уже давно. На парламентских слушаниях экономисты совместно с нефтяниками разъясняли депутатам необходимость дифференциации НДПИ. Парламентарии на словах поддержали доводы специалистов, однако дальше этого дело не пошло.
И, наконец, последняя претензия Счетной палаты касается практически сокращения налоговых отчислений через субвенции. Суть в том, что компания, уплатившая в региональный бюджет все налоги, получает значительную их долю назад, полюбовно договорившись с руководством региона.
Коллегия Счетной палаты намерена направить материалы проведенной проверки в Министерство природных ресурсов и Федеральную налоговую службу.