Многие считают, что именно километровая стена из заранее подготовленных алюминиевых секций, которая была по инициативе муниципалитета мгновенно установлена на набережной со стороны Старого города, помогла уберечь его от шквальной волны во время пика наводнения. Хотя вода залила подвалы, но исторический центр с его архитектурными памятниками и музеями в ближайшее время снова примет толпы туристов.
Подобные сооружения могли бы быть предусмотрены и на противоположенном берегу в районе Карлова моста и в других местах, где высота набережной не была достаточной. Однако нерадивость властей и бюрократическая волокита, характерная для ведомства по охране объектов старины, не позволили вовремя подготовить резервную инфраструктуру, которая до поры до времени хранится на складах, но в нужную минуту монтируется в течение нескольких часов.
Если говорить о Праге, то самая главная беда - не обвал нескольких обветшавших домов, давно подготовленных к сносу - а потеря половины мощности трех существующих в городе линий метро, перевозивших в день сотни тысяч пассажиров и связывавших между собой все концы города. Те, кто строил эти туннели и станции, прямо задают вопрос: как получилось, что подземная транспортная система, созданная по советским нормам как потенциальное убежище на случай ядерной атаки, не выдержала напора всего лишь воды?
Еще в среду я лично слышал успокоительные речи пражского мэра о том, что метро-де вне опасности и людям там нечего бояться. Вечером станция "Флоренц" в центре города работала в обычном режиме, а на следующее утро она оказалась залитой чуть ли не до середины эскалаторов. Да, о людях позаботились, и никто не погиб. Но почему не были задвинуты бронированные и непроницаемые даже для радиации перегородки, которые спасли бы и станции и туннели? В этом еще предстоит разобраться. Но это факт, что миллионный город задыхается от пробок, а подземные поезда двинутся в свой нормальный путь лишь через много месяцев.
Еще больше неудобств в жизни сотен городков и деревень, где беды совсем не ждали. Сегодня там на месте жилья образовались озера, уровень воды в которых падает медленно и неохотно. Десятки тысяч людей в одночасье потеряли все, что нажили за многие годы, - имущество, рабочие места на пострадавших предприятиях и фирмах.
Что делать? Надо помогать - говорят все в один голос. А где взять миллиарды не в кронах, а в евро и долларах? Кое-что подбрасывают Запад по линии Евросоюза, банки и различные фонды. Положен под сукно проект закупки на два миллиарда евро 24 сверхзвуковых истребителей британско-шведского производства, чтобы заменить устаревшие МИГ-21. Идет активный поиск других возможностей экономии бюджетных средств и привлечения новых капиталов из частного сектора. Но лишенный всего гражданин, как и потерявшая все маленькая фирма, не могут ждать решения глобальных проблем. Им нужны деньги здесь и сейчас.
В крупнейшей страховой компании "Чешска пойиштовна" мне сказали, что своим пострадавшим от наводнения клиентам они выплатят деньги немедленно, в порядке аванса, не дожидаясь экспертной оценки ущерба. Однако далеко не все застрахованы. Решено, что 150 тысяч крон (то же рублей) получат единовременно и безвозмездно все, кто стал жертвой стихии. Те, чьи семейные дома или квартиры оказались совершенно не пригодными для жилья, имеют право на долгосрочный кредит в сумме 850 тысяч под 4 процента годовых для приобретения нового жилья и там, где это необходимо, на бесплатный участок земли под застройку.
Сотни новых домиков стоимостью до одного миллиона 300 тысяч крон примут жильцов до наступления зимы. Малоимущие получат их как муниципальное жилье с правом выкупа на чрезвычайно льготных условиях. Предусмотрены таможенные и налоговые льготы для наиболее пострадавших физических и юридических лиц.
Хозяева строительных компаний, их поставщики и субподрядчики уже потирают руки, их бизнес будет процветать. Обидно другое. Многие мои собеседники в Праге считают, что, несмотря на невиданный разгул стихии, столь тяжких потерь можно было бы избежать, если бы не так называемый "человеческий фактор". Все чаще высказывается мнение, что некомпетентность или головотяпство чиновников на отдельных, но весьма ответственных участках внесли свой, не такой уж "скромный" вклад в разруху, преодолевать которую должен теперь весь народ.