Главная Культура 05:28 21 Июля 2009 1847
Олег Табаков: "Я иногда смотрю сверху на очередь в кассу"
Художественный руководитель МХТ имени Чехова открывает школу для особо одаренных детей и мечтает о строительстве филиала
Ситковский Глеб

 Поэтому беседа началась с более приятной для Олега Павловича темы - готовящегося открытия в Москве театрального колледжа для особо одаренных детей, выпускники которого в перспективе могут пополнить труппу МХТ имени Чехова или Театра-студии под руководством Табакова. Впрочем, беседа "Труда" с дальновидным худруком двух московских театров довольно быстро вырулила с детских тем на взрослые.

- Похоже, вы придаете большое значение этой детской театральной школе.

- Там будут учиться дети после 9-го класса, мы их по всей России отбирали. Это так называемая ранняя специализация, которая наиболее последовательно реализуется в фигурном катании, гимнастике.

- Вы всегда так увлекаетесь, впрягаясь в новое дело?

- Самое интересное - это разрушать стереотипы о себе. Наиболее последовательно поступают японские художники: когда они меняют манеру, то меняют и имя. К сожалению, люди нашего ремесла лишены этой возможности. Вряд ли кто-нибудь понял бы меня, если бы я сменил свое имя на фамилию мамы или своей второй жены Марины Зудиной.

- Вообще-то японские актеры еще любят принимать имена учителей и предшественников в профессии.

- Представляете, если бы я принял имя Ефремова? Или стал бы Станиславским - про это и вовсе говорить нечего. (Смеется.)

- Вы славитесь тем, что всегда выполняете задачи, поставленные перед собой. Искренне полагаете, что за эти годы достигли всех своих целей в МХТ?

- Нет, к сожалению. Самая главная задача, которая реализована лишь частично, - создание новой актерской и режиссерской генерации. Это требует времени, а также решения еще одного вопроса - строительства филиала театра. До недавнего времени молодежь выходила на сцену два-три раза в месяц. Для того чтобы поставить на крыло молодежь, нам требуется филиал, то есть еще одна большая сцена. Надеюсь, государство нам поможет.

- То есть творческие проблемы театра вы предлагаете решать при помощи новых квадратных метров?

- Видимо, вы не совсем поняли, о чем я говорю. Дело не в метрах, а в регулярности выхода на сцену молодого поколения. После появления филиала молодые актеры станут как минимум в 1,7 раза активнее.

- И станут в 1,7 раза лучше играть?

- Новое актерское поколение может встать на ноги не в массовках, а только взяв на себя художественную ответственность за спектакль. Никакого другого варианта нет.

- Став худруком МХТ, вы беспрестанно повторяете слово "успех" в качестве своей генеральной цели. Это действительно самое важное для вас?

- Если вы перечтете переписку Станиславского и Немировича-Данченко, там слово "успех" встречается постоянно. В письмах они спрашивают друг друга: "А успех будет?" Это патология, когда мои коллеги по театру делают вид, что их успех не интересует.

- Успеха можно добиваться по-разному. В МХТ сегодня все чаще делается ставка на развлекательный театр.

- А вы посмотрите, что у нас будет ставиться в следующем сезоне: "Дворянское гнездо" Тургенева, "Обрыв" Гончарова, "Иванов" Чехова, "Васса Железнова" Горького. Это, по-вашему, развлекательный репертуар?

- Давайте представим, что встречаемся с вами год назад, и вы говорите мне: "Посмотри, какой серьезный репертуар будет у нас в следующем сезоне: Бомарше, Диккенс:" Я бы, наверное, покивал головой. Между тем "Пиквикский клуб" Диккенса был превращен театром в подобие бродвейской комедии.

- Ну это вы так считаете. А я вижу реакцию зала, вижу, что спектакль внутренне развивается. Ведь режиссер продолжает работать над постановкой. Пишущие про театр люди приходят в начале жизни спектакля и выносят свой вердикт. И очень часто ошибаются, серьезно ошибаются.

- Вас упрекают в том, что, несмотря на наличие сильных актерских индивидуальностей, настоящей команды - такой, например, какая была когда-то в "Современнике", - собрать не удалось.

- Вы все время говорите, что меня упрекают. Кто? Эти люди мне не родственники, не близкие и даже не люди, взгляды которых я разделяю. Только заступив на эту должность, я сделал хитрый ход. Я ни разу здесь не брался за режиссуру. Не наступил на те грабли, на которые наступали многие замечательные артисты: они начинали ставить спектакли, и это почти всегда приводило к их преждевременной отставке. Когда я говорю, что возглавил театр как кризисный управляющий, то имею в виду работу не только по выпуску спектаклей. Например, если вы посмотрите социальный пакет людей, работающих в этом театре, то приятно удивитесь. Или вот, например... (Тянется к столу и протягивает кипу бумажек.) Посмотрите, это рапортички из кассы, почти всюду 100-процентная заполняемость зала.

- Я верю.

- Я ничего не обещал, но кое-что за эти годы сделал. То, что вернуло достоинство этому театру. И юноши в вязаных шапочках, которые у входа спекулируют театральными билетами, - это тоже кое-что говорит о зрительском интересе. Я иногда доставляю себе такое удовольствие: приоткрываю окно своего кабинета и смотрю сверху на очередь в кассу.

- В нашем разговоре мы постоянно возвращаемся к 50-60-м годам, к временам "Современника". По-вашему, чем был "Современник" для советского общества?

- Мы были в этом обществе легализованным подпольем. Нам позволялось многое. Например, когда сослали Юрия Даниэля, его жена захотела к нему поехать. Ей надо было купить дом, чтобы поселиться рядом. Ко мне подошел один актер "Современника" и сказал: "Лелик, ты хорошо зарабатываешь, надо купить сруб жене Даниэля". И мы купили. Вы, кстати, первый, кому я про это рассказываю.

- А какие отношения у вас были с гэбэшниками?

- Пытались меня вербовать в сексоты. Недалеко от Камергерского у них были квартиры, где меня обрабатывали. Спектакль по пьесе Аксенова "Всегда в продаже", где я играл три роли, произвел неизгладимое впечатление на жен дипломатов. Меня пригласили в одно посольство, другое, третье. Сотрудник органов сказал мне: "Не хотите рассказывать про своих, так рассказывайте нам про иностранцев". Я с ужасом почувствовал, как у меня удавка на шее затягивается, но тут Господь надоумил сказать: "Я у мамы один, можно я напишу ей письмо в Саратов и посоветуюсь?" Ну я и написал ей два или три письма. За то, что я не согласился, нас потом не пустили с моей первой женой на Сицилию. Мы должны были участвовать в европейском конкурсе как самые красивые молодожены, а главным призом был "Фиат". Но после пяти месяцев переписки с мамой мне сказали: "Никуда ты не поедешь!"

- При вас МХТ стал настоящим средоточием нашей театральной системы со всеми ее недостатками и достоинствами, а ваша фигура для многих олицетворяет сегодняшний российский театр. В 50-е годы вас тоже называли героем нашего времени, но при этом вспоминали того мальчика из пьесы Виктора Розова, который рубил шашкой мебель, а заодно с ней и весь мещанский быт.

- Когда я играл розовского мальчика и рубил мебель, это не означало, что я разделял идеологию диггеров или луддитов, которые уничтожали машины на заре капитализма. Это был вопль: "Дайте мне свободу!"

- А сегодня что у вас вызывает вопль?

- Лучше я не буду говорить, на какие боли времени откликаюсь. Это всегда интимно. Я же не стану рассказывать, как, например, я люблю Марину Зудину.

- Но, помилуйте, ведь речь не о ваших отношениях с Зудиной, а о том, что называется гражданской позицией.

- Моя гражданская позиция знаете в чем? Вот тупиковая ситуация была в Саратовском дворце пионеров. Сломались стулья, а на здании появились трещины. Я вернулся из-за границы и, заработав немного денег, купил им стулья. А потом с серьезной помощью Вячеслава Володина добился, чтобы были выделены деньги на ремонт дворца.

- Занятно. Можно сказать, что в 50-е годы ваш герой рубил мебель шашкой, а в наше время вы занимаетесь тем, что ремонтируете ту самую мебель.

- Можно и так повернуть эти события. Просто надо не забывать говорить спасибо тем, кто вашу душу строил и наполнял.

- Насколько я знаю, вам не раз предлагали возглавить МХТ еще до смерти Ефремова?

- То ли в 1988-м, то ли в 1989-м у Олега Николаевича Ефремова были довольно серьезные проблемы со здоровьем. Помощник Горбачева, будущий секретарь ЦК КПСС Иван Фролов, вызвал меня и сказал, что надо заступить в должность. Поскольку я человек свободный, я объяснил ему, что не буду этого делать. Он возмутился, и мы с ним почти расплевались. Но на следующий день Фролов опять пригласил меня к себе. Я пришел, а он спрашивает: "Ну если сам не можешь, то назови кого-нибудь". В то время я назвал Льва Додина.

- В декабре 2010 года ваш контракт худрука художественного театра истекает. А что дальше?

- Если мне в конце 2010 года предложат продлить контракт, то я собираюсь оговорить свое согласие необходимостью строительства филиала театра.

Скандал

Подняли пыль кулис

2009 год начался для Московского Художественного театра не самым приятным образом. Было возбуждено дело о хищении 36 миллионов рублей из бюджета, выделенных на реконструкцию театра. Самого Олега Табакова скандал коснулся лишь по касательной, но правоохранительными органами были арестованы трое сотрудников МХТ имени Чехова - заместитель директора Олег Козыренко, первый заместитель директора Игорь Попов и начальник отдела информационных технологий Евгений Якимов. Первый из них сегодня отпущен под залог, двое остаются под стражей. Что им инкриминируется? Судя по заявлению пресс-службы МХТ имени Чехова, "в декабре 2008 года имела место, по версии следствия, попытка мошенничества". "Рядом работников театра в обход существующего законодательства было решено сохранить неизрасходованные бюджетные средства, запланированные на реконструкцию театра в плане 2008 года", - говорится в этом документе, помещенном на сайте МХТ. Подробности не раскрываются, но, судя по материалам уголовного дела, представители дирекции попытались вступить в сговор с генеральным подрядчиком реконструкции театра, директором МСУ-116 Татьяной Шишковой. Театр был должен МСУ 9 миллионов рублей, но вместо этого сотрудники МХТ предложили следующую схему: на счет подрядчика поступает сумма в 36 миллионов за фиктивно выполненные работы, а МСУ за это переводит 27 миллионов на счета фирм, которые будут указаны театром. Шишкова обратилась к своему давнему знакомому и бывшему заместителю директора МХТ имени Чехова Владимиру Прудкину, который был уволен Табаковым со своей должности буквально за несколько месяцев до этого. В театральном мире Прудкин слывет человеком скользким, но со связями. Тот немедленно связал ее с сотрудниками органов внутренних дел, и Шишкова явилась на встречу с дирекцией МХТ, уже имея при себе спрятанный диктофон. Так и завертелось злополучное дело о 36 миллионах. К чести Олега Павловича надо сказать, что он в преступную схему вовлечен не был и своей подписи на сомнительных документах не ставил, но, разумеется, вся эта темная история не может его не огорчать. Пока что он наотрез отказывается комментировать ход следствия и отделывается от любопытствующих журналистов довольно элегантно: "Я был назначен директором "Современника" в 1970 году - после ухода Олега Николаевича Ефремова в Художественный театр. С тех пор, то есть уже 39 лет, распоряжаюсь бюджетными средствами. И если все это время государственных денег не крал, то с чего бы мне вдруг на старости лет дебютировать на столь непривлекательном поприще?"

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9521
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7214
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?