Узнав, что мы собираемся в Полесье, помощник гендиректора "Орелрегионгаза" Владимир Звягин попросил: "Если увидите там отца Серафима, передайте от меня привет".
- Он ваш родственник?
- Сын.
- Почему стал священником?
- Такой его выбор. Сам я в прошлом партийный работник, теперь вот в "Регионгазе" тружусь. А у Миши своя жизнь. Несколько лет назад решил он стать священнослужителем, и я не стал ему мешать. Уважаю его выбор.
С Михаилом, к сожалению, встретиться не довелось. Зато наслушалась рассказов местных жителей и о нем, и о церкви, и об особенностях окрестных деревень. Церковь, разрушенную в годы воинствующего атеизма, восстановили совсем недавно. Кстати, и газ сюда провели. Приход немаленький, идут и едут люди из разных деревень - Радовищи, Булатово, Глотово. Местные старинные названия непривычны слуху горожан: речки Вытебеть, Нугри, Обельна, деревни Жоздре, Хотимль-Кузьменково. Деревянные избушки, половинчатые заборы, пустынные улицы... Вид у них какой-то картинный, почти нереальный. Впечатление, что вся жизнь сосредоточилась на территории национального парка - огромного лесного массива, где среди нетронутой природы есть "пятачки цивилизации", бережно обустроенные в том числе и сотрудниками "Мострансгаза", - с прудами и полянами, кафе и гостиницами.
Шаг в сторону - и ты опять в другом мире: на юго-западе Полесья есть деревня Девять Дубов - родина былинного Соловья-разбойника. Впрочем, разбойников здесь и без Соловья всегда хватало. Ведь по этой территории шел тракт в столицу Древней Руси Киев, куда купцы возили драгоценные грузы.
У современных жителей орловского Полесья - другие заботы и надежды. Связаны они во многом с приданием этому краю статуса "национального парка федерального значения", благодаря чему появились десятки новых рабочих мест, началось обустройство прилегающих территорий: шла газификация поселков, строились асфальтовые дороги. Справедливости ради замечу, что газифицировали здесь населенные пункты и раньше. Объяснение, как говорится, лежит на поверхности - ведь Хотынецкий и Знаменский районы (на территории которых находится парк) - родина нынешнего губернатора Орловской области Егора Строева и лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Каждый из них, как говорят, вложил определенную лепту в обустройство родных деревень. Однако интенсивная газификация началась семь лет назад. Начальник участка Хотынецкого межрайонного ремонтно-эксплуатационного газового участка Орловского управления магистральных газопроводов ООО "Мострансгаз" Николай Мирошичев рассказал, что с 1995 по 1999 год подразделения Газпрома совместно со "Строй-трансгазом" построили 840 километров газопроводов-отводов и свыше двух тысяч километров разводящих сетей - больше, чем за все предыдущие десятилетия. Газифицировали обширную территорию национального парка, все близлежащие деревни, школу... Народ, конечно, радовался, хотя и сетовал: вот бы лет 30 назад это все сделать, тогда бы не было проблем с опустевшими деревнями и брошенной землей...
Но вскоре "газовая волна" начала спадать, а в последние два-три года почти затихла. Теперь даже 200 километров разводящих сетей в год для орловчан - недосягаемая цель. Сил хватает самое большее на 160... В областной администрации ломают голову, как выйти из положения после того, как один из участников массовой газификации глубинки - "Стройтрансгаз" - ушел работать в Курскую область, а другой - Газпром - заявил об изменении своей социальной политики: в Газпроме считают, что регионы должны основную часть проблем по газификации взять на себя, а не перекладывать их на плечи газовиков. Правда, здесь полагают, что партнерские отношения между газовой компанией и регионом все же будут развиваться, только в другом качестве и на другом уровне. Это, надеются люди, вдохнет новую жизнь в вымирающие деревни.
Сейчас в некоторых глухих деревушках только древние бабульки остались: копаются в своих огородах, обеспечивают как могут себе пропитание, а захотят поразмяться - идут к главному охотоведу национального парка Алексею Егорушину, чтобы пожаловаться на его неспокойных подопечных.
В орловском Полесье прижилось уникальное зверье, которое по природе своей должно бы обитать в разных климатических зонах. Причем 18 видов занесены в Красную книгу. Среди них - мохнатый зубр, иглоносый пушной зверек выхухоль, орел-змееяд... Места для всех в Полесье достаточно и пищи вдоволь, не зря ведь егеря и лесники всю страду заготавливают кормежку впрок. И все равно бывает, что животные выходят за пределы парка, озоруют в деревенских садах и огородах. И тогда старушки строчат жалобы начальству о том, что "лоси свеклу в огороде пожрали", "зайцы морковку повыдергали"...
- Немало актов по потравам приходится составлять, хотя потравы чаще всего незначительные, - поясняет Алексей. - В большинстве случаев удается договориться с бабушками по-хорошему. Я ведь сам здешний, все тут между собой знакомы...
...Мы выходим на Авдеевскую поляну. Перед глазами - живописное зрелище: возле крытой кормушки - зубриная семья. Свыше десятка огромных животных равнодушно осматривают непрошеных гостей.
Зубров как вид в мире удалось сохранить только в заповедниках. В "Орловское Полесье" их завозили из Беловежской пущи, Рязанской области и даже из Голландии. Волки опасаются приближаться даже к зубрятам. А вот кабаны, олени, косули нередко страдают от зубов серых хищников.
В прошлом году местные егеря застрелили 24 волка, причем 15 из них добыл сам главный охотовед.
- Мы бы давно с ними справились, если бы нам калужские мужики с брянскими помогали. "Орловское Полесье" примыкает к калужским и брянским лесам, оттуда в основном и забредают серые хищники...
...Развитие национального парка "Орловское Полесье", всестороннее обустройство здешних земель, газификация Орловщины (сейчас она достигла 67 процентов) хоть и не сразу, но существенно изменят к лучшему жизненный уклад людей. И тогда у "бесперспективных" глухих деревень забрезжит надежда на иную судьбу, на то, что заповедный край не только привлечет охотников и туристов, но и даст новые рабочие места здешнему населению, в том числе молодежи.