Интервью с мэром Урюпинска, негласной столицы провинциальной России, было опубликовано в "Труде" 12 сентября прошлого года. Среди 750 малых городов страны райцентр из Волгоградской области известен не только благодаря популярному анекдоту. Все население здесь вяжет платки из козьего пуха, которые продаются от Камчатки до Варшавы. Шутят, что даже казаки пересели с коней на коз. В Урюпинске в День города открыли памятник козе-кормилице - в знак особых заслуг перед народом. Здесь находится крупнейший в стране завод по выпуску растительного масла, который перерабатывает в сутки 750 тонн семян подсолнечника. Местная трикотажная фабрика начала штамповать майки с надписями, которые стали лучшим сувениром для людей с чувством юмора и даже без такового. Историю города Урюпинска в семи школах города учат примерно так, как в столице москвоведение. Потомственные казаки не только смотрят все центральные каналы, но даже имеют собственное телевидение. Хорош город Урюпинск на реке Хопер, недаром туда каждое лето приезжают художники на пленэр и потом на обзор всех горожан выставляют свои работы.
- После публикации в "Труде" мы получили много писем. Всем ответили, кому могли - помогли. - Валерий Павлович Сушко обстоятельно докладывает обстановку. - Жена Героя Соцтруда с Дальнего Востока интересовалась, можем ли мы принять ее детей на работу. Ответили: да, готовы. В Ленинградскую область отправили для лекарства свежее прессованное растительное масло, даже мед приложили. Ветеран войны из Курска попросил валенки, уважили. Из Ставрополя одна женщина заказала два пуховых платка, обещала сразу выслать деньги. Мы на веру отправили...
- Ну и?..
- А она деньги за них прислала. Честных людей больше, чем всяких других... Что вам скажу - коза дала нам самую большую рекламу. Всей России понравилось, что мы открыли такой необычный памятник. Я уж и не говорю про своих земляков. Раньше молодожены после загса шли к Ленину, а теперь - к козе.
- Как перезимовал Урюпинск?
- Нормально, зима не была холодной и голодной. Хотя этот год складывается гораздо труднее, чем прошлый. В городской казне в два с половиной раза меньше доходов, чем в 2000-м.
- Вы еще осенью говорили, что местные органы власти больше других пострадают от новой системы налогообложения.
- Так и получилось. Налог на жилищный фонд вообще ликвидирован. Весь НДС забрали в федеральный бюджет. Таким образом, мы не получим 23 миллиона рублей, а это одна треть нашего городского бюджета. Я все время провожу в Волгограде, выбиваю деньги, ссуды на зарплаты и пенсии. В прошлом году мы имели крепкий бюджет, наши предприятия были заинтересованы в получении прибыли, в этом году мы в один миг стали дотационным регионом. Психология у человека меняется, когда он становится просителем. Реформы должны увеличивать не очередь людей с протянутой рукой, а число хозяев, способных хорошо прокормить и детей, и стариков, обеспечить людей достойной зарплатой.
- Валерий Павлович, неужели за полгода, что мы не встречались, вы переквалифицировались из оптимиста в пессимиста? Вроде два многоквартирных дома в городе быстро строите, на выборах мэра опять победили и личной козой, хоть и гранитной, наконец-то обзавелись...
- Кто такой пессимист, знаете? Это хорошо информированный оптимист. Как вы думаете, зачем я в Москву приехал?
- Чтобы завлечь своими сказами про Урюпинск какого-нибудь богатенького Буратино.
- Действительно, Союз промышленников и предпринимателей собрал за одним столом инвесторов и мэров семи городов, среди которых, например, мои коллеги из Углича, Буденновска. Мы честно рассказали, что капиталу пора выходить за пределы Москвы, в российскую глубинку, где живет работящий, нежуликоватый народ. Богатые обещали подумать и дать нам через месяц ответ. Я на них надеюсь, а сам договариваюсь со своим старым знакомым, директором Очаковского завода, чтобы он линию для розлива молока поставил, а мы будем цельное молоко в Москву поставлять, появятся живые деньги, а то летом людям хоть на землю молоко выливай или за бесценок продавай. Если честно, и это не главная причина, что привела меня в Москву.
- Как там пел Николай Расторгуев, "Видел Аллу Пугачеву, Горбачева не встречал". А вы кого хотите встретить?
- Я привез три письма - министру обороны, министру внутренних дел и заместителю министра юстиции. Хотел бы доложить маршалу Сергееву, что военные нам задолжали более семи миллионов рублей за воду, свет и тепло. За эти неплатежи расплачивается вся инфраструктура города. Мы не можем рассчитаться, например, с "Волгоградэнерго". Что они соответственно делают? Правильно, вырубают рубильник, и страдают уже все подряд.
Еще одна непростая ситуация. У нас находится исправительное учреждение, тюремная больница, в которой содержится 1200 людей, больных туберкулезом. Разве мы можем там отключить свет и воду? Рука ни у кого не поднимется. Мы писали письма, просили рассчитаться за водоснабжение и очистку сточных вод, мы даже искали защиты от Министерства юстиции в арбитражном суде. Суд выиграли, но так и не можем получить 4239 тысяч рублей долгу. Рабочие на урюпинском "Водоканале" из-за этого получают зарплату с задержкой в четыре месяца. Вообще федеральные учреждения на местах не считают себя обязанными платить вовремя коммунальные платежи и налоги. Авторитета это никому не прибавляет.
- Я посмотрела копии ваших писем, в которых вы просите министров неформально отнестись к изложенной проблеме во избежание катастрофических последствий для города Урюпинска. Аж страшно стало за любимый город.
- За город бояться не надо. Бояться надо за систему власти, которая допускает такие неплатежи, но при этом очень желает, чтобы народ с каждым днем все больше уважал свое государство.
- Вместе с читателями "Труда" искренне желаю вам успеха. Недаром кто-то заметил: будет хорошо Урюпинску - будет хорошо и России.