Если обратиться к истории, то надо заметить, что подобные шаги всегда были признаком, что общественное чувство справедливости требует удовлетворения. В эпоху современного экономического кризиса эта тема обретает новое звучание. Подобное решение демонстрирует стремление к взаимопониманию, желание установить дискуссию. Рождается диалог, когда одни доказывают, что много денег этим способом государство все равно не заработает, а другие объясняют, что все дело в том, как распределяются доходы. Выводом подобных разговоров, как правило, было введение прогрессивного подоходного налога, который из фискального инструмента правительства становился инструментом социальной политики.
Итак, чем же руководствовался Владимир Путин, когда отважился предложить введение налога на роскошь, задается вопросом политолог Б.Кагарлицкий. «Популизмом этот шаг, пожалуй, не назовешь — скорее стоит констатировать, что для премьер-министра более важным оказалось мнение большинства населения, чем мнение разного рода элит. Ведь очевидно, что никакому обеспеченному человеку априори не может понравиться предложение платить больше. Даже если он и сознает социальную справедливость этого, даже если и чистосердечно разделяет взгляды кандидата в президенты. Это элементарный инстинкт», — говорит политолог.
Надо отметить, что в этой ситуации грамотную позицию занял Российский союз промышленников и предпринимателей, который инициировал широкомасштабное общественное обсуждение проекта. В результате дискуссии вышли на поверхность более глубокие проблемы, касающиеся в целом налоговой системы. «Мне кажется символичным, что Владимир Владимирович выступил с предложением организовать общественную дискуссию по поводу введения в России налога на роскошь в рамках XIX съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, — заявил президент РСПП Александр Шохин. — Сегодня, когда общество готово активно участвовать в жизни страны, а власть готова прислушиваться к общественному мнению, мы хотим пригласить всех желающих к диалогу, к широкому обсуждению концепции законопроекта налога на роскошь. Думаю, площадка РСПП наиболее удобна для выработки некоего общественного договора по данному вопросу». С 13 февраля под эгидой РСПП стартовала серия всероссийских публичных дискуссий с участием экспертов, представителей власти, предпринимателей, общественных организаций — они проходят в девяти регионах. Кроме того, инициативные группы проведут встречи с работниками крупнейших предприятий и общественных организаций Костромы, Красноярска, Твери, Иркутска, Владивостока, Воронежа, Мурманска и Екатеринбурга, на которых все желающие смогут поделиться своими идеями и предложениями о том, каким должен быть налог на роскошь. В течение марта РСПП совместно с ВЦИОМом проведут всероссийский опрос общественного мнения с целью выяснить, поддерживают ли граждане России введение налога на роскошь.
По сути, данный налог скорее попытка скорректировать существующие в ней диспропорции. Некоторые эксперты отмечают, что в российской действительности значительная часть доходов все равно остается в тени, а потому государство до них в любом случае не дотянется, только заставит еще большую часть доходов уйти в тень. Но тут все зависит от ставки налога: если она не будет чрезмерной, то усложнять себе жизнь созданием новых теневых схем будет просто себе дороже.
«Впервые разговор о налоге на роскошь возник в России несколько лет назад, — напомнил модератор «круглого стола» Александр Согомонов, академический директор Центра социологического и политологического образования РАН. — То, что мир живет в условиях общепризнанного цивилизационного представления, что это надо и что это делают — это мы все с вами хорошо знаем. Практически нет страны, которая бы на себе это не испробовала. Но при этом я хочу отметить одну очень важную деталь. Нет ни одной страны, которая могла бы сказать: «У нас правильный и хороший опыт использования такого рода инструмента, который можно бы было тиражировать в других странах». Заимствовать этот опыт невозможно. У всех есть свои исторические традиции, у всех есть свои исторические построения».
Налог на роскошь, если будет введен грамотно, предполагает попытку добраться до сверхдоходов элиты с другого конца — со стороны потребления. Надо сразу сказать, что финансовые результаты этой попытки будут достаточно скромными, но политические и психологические могут оказаться весьма значительными. «Тема возможного введения, так называемого налога, на роскошь очень заинтересовала наших студентов, — рассказывает декан экономического факультета Московского государственного Областного университета, профессор Ирина Жураховская. — Этот налоговый инструмент имеет очевидный социальный подтекст, а молодежь традиционно более идеалистична, чем старшее поколение. Если попробовать резюмировать некое общее мнение, сложившееся в итоге обсуждения у нас на факультете, то идея кандидата в президенты однозначно поддержана. При этом студенты, как будущие экономисты, говорят о необходимости тщательной и всесторонней проработки механизма ее реализации. В этом смысле позиция РСПП, предложившего широкое общественное обсуждение проекта нового закона, кажется наиболее адекватной — именно так, на мой взгляд, и должны готовиться важнейшие социально-экономические решения».