Расторгнут трудовой договор и с генеральным директором ООО "Межрегионгаз" (МРГ) Николаем Горновским. Временное исполнение обязанностей гендиректора возложено на одного из замов - Анатолия Хрипунова.
С большой долей уверенности можно предположить, что и. о. Хрипунов пробудет недолго - до тех пор, пока в Газпроме не подберут новую кандидатуру. Как сказали в компании, он - "высококлассный технарь", но не политик. В Москву приехал еще при прежнем руководстве из Иванова, где возглавлял филиал МРГ. Главная забота А. Хрипунова - управление газовой задвижкой, а не корпоративная реорганизация и связанные с нею споры.
Другое дело - Николай Горновский. В должности гендиректора он проработал чуть больше года. Возможно, работал бы и дальше, если бы согласился с политикой Газпрома в отношении "Межрегионгаза". Суть этой политики состоит в усилении централизации финансовых потоков, получаемых от продажи газа. С понятием централизации Горновский согласен. Но считает, что процесс должен проходить на уровне "Межрегионгаза", а не Газпрома.
Газпромовский менеджмент усмотрел в этом ущемление своих интересов ценой в несколько миллиардов долларов (таков объем финансовых потоков, которыми оперирует "Межрегионгаз"). Выслушав точку зрения бывшего "генерала" на ситуацию, в Газпроме заявили: "С какой стати автомобиль должен указывать хозяину, куда рулить"?
В конце декабря Алексей Миллер подписал приказ за номером 129 "О совершенствовании порядка реализации газа". В соответствии с ним "Межрегионгаз" утрачивает свои основные функции. Лимитированными поставками газа теперь будет заниматься газпромовский департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов. "Межрегионгазу" остается лишь право вести договоры с федеральными потребителями, выбивать старые долги (а их ни много ни мало - 36 миллиардов рублей) и заниматься созданием газовой биржи.
- Эта биржа когда-нибудь станет высокоперспективным бизнесом,- подчеркнул в разговоре с корреспондентом "Труда" руководитель пресс-службы Газпрома Игорь Плотников. - Дочерней сбытовой организации необходимо сосредоточиться именно на этом вопросе, а не на лимитированных поставках топлива.
По утверждению газпромовцев, сегодня ситуация на внутреннем рынке существенно изменилась, а значит, объективно должны измениться и функции МРГ. Шесть лет назад, когда создавался "Межрегионгаз", оплата за "голубое топливо" на внутреннем рынке не превышала трех процентов. Специалисты МРГ, безусловно, провели большую работу и добились существенных результатов: прошлый год "Межрегионгаз" завершил с прибылью в полтора миллиарда долларов.
Проблем с оплатой за топливо, поставляемое по регулируемой цене, вроде бы не стало. Однако появились другие, связанные с тем, что спрос на лимитированный газ значительно превысил предложение.
По мнению представителей Газпрома, сохранение за "Межрегионгазом" традиционных сбытовых функций не позволяет оптимизировать деятельность компании. Руководитель департамента маркетинга К. Селезнев считает, что сбыт газа сейчас занимает слишком много времени, а это влияет на финансовую устойчивость Газпрома. К тому же, дескать, в аппарате "Межрегионгаза" чересчур много народу, а это - лишние управленческие расходы.
В правлении Газпрома считают, что административное переподчинение межрегионгазовских функций и полномочий департаменту материнской компании - экономически обоснованное решение. Но с этим не согласились члены Совета директоров ОАО "Газпром". На последнем заседании они заявили, что ожидают от председателя правления концерна более веских обоснований, касающихся реорганизации дочерней компании.
Некоторые специалисты отрасли полагают, что экономическая сторона названных действий вызывает сомнения. Например, до 15 февраля текущего года предполагалось перезаключить 60 тысяч договоров с потребителями. Казалось, осуществить это просто - только поменять "шапку" на типовых бланках. Между тем процесс затянулся, и когда придется "рапортовать" о его завершении - пока неясно. Как будет проходить административное переподчинение региональных подразделений "Межрегионгаза" Газпрому - тоже пока неизвестно. Управленческий риск, по мнению ряда экспертов, велик хотя бы потому, что неизвестно, как поведут себя регионгазы. Они имеют различные формы организации. Некоторые общества с ограниченной ответственностью (ООО) уже заявили о своем нежелании менять управляющую компанию. Что касается закрытых акционерных обществ (ЗАО), то они должны прежде провести общие собрания акционеров, чтобы решить вопрос о своем переподчинении. Где гарантия, что акционеры с ним согласятся? Кроме того, если здесь возникнет вопрос о продаже акционерных долей в региональных АО, то их вполне может выкупить не Газпром, а какой-либо другой собственник...
Но главное, в конце концов, - не сами по себе кадровые и управленческие пертурбации, а конечный результат. Он, похоже, состоит в том, что, передав функции "Межрегионгаза" в ведение своего департамента, Газпром все равно будет вынужден создавать на базе этого подразделения новую управляющую компанию по типу того же "Межрегионгаза", поскольку департамент вряд ли в состоянии справиться со столь большим объемом специфических проблем. На создание новой структуры потребуется, видимо, немало средств и времени, она должна будет пройти сложный период становления и развития, доказывать свою состоятельность, налаживать контакты, строить схемы работы. И у ряда экспертов возникает сомнение: стоит ли игра свеч, если все это уже есть - вернее, было? Тут, похоже, есть повод для дискуссии...