В наполненные сладкой дремой новогодние каникулы косяком шли электронные письма от «Архнадзора», похожие на SOS! Помогите спасти то, спасти это... Спасти, заметьте, по федеральному закону охраняемые государством объекты культуры. А как спасти? Тут все рассчитано: совершать налеты на памятники именно в такие праздники. Бдительность населения на нуле, все предаются раблезианским радостям. А в это время с бульдозерной прямотой решаются тонкие вопросы культурного наследия.
Вот канал «Культура» показал пресс-конференцию в связи со сносом в Москве дома Привалова. Хотя какая там пресс-конференция, когда ни одного острого вопроса, а только главный манкурт молвит! Он трясет бумажкой и уверяет, что в руках у него ответ Минкульта о том, что дом купца Привалова никакой ценности не представляет. При этом упорно «забывает» озвучить фамилию подписавшего от имени Минкульта эксперта. А ведь это ключевой момент. И с фамилией финт понятный. Человек, подписавший мутную бумажку, не устоял перед соблазном — его купили. Что очень скоро, пусть и косвенно, подтвердил сам Минкульт — его абсолютно невразумительный по содержанию ответ, процитированный уже в следующем выпуске новостей культуры, внятно сообщил нам лишь одно немаловажное: ведомство открещивается и от заключения эксперта, и от него самого.
Вдумаемся в ситуацию — Минкульт говорит: мы ничего такого не писали. И все?! Но ведь кто-то же от имени ведомства этот подлый документ подписал, подставил министра, стоящего на страже всего подлинного. Почему же ведомство господина Мединского никак не озабочено тем, чтобы как можно быстрее вернуть все в законное русло: виновных от министерства наказать, слом дома приостановить, заставить застройщика возместить ущерб, потом уже судить всех участников коррупционной схемы — за взятки и нарушение закона об охране памятников. И уж конечно же, Минкульт не лезет в такие «дебри», как незаконная постановка на голосование заместителем мэра по строительству Маратом Хуснуллиным на сносной комиссии этого самого объекта, дома Привалова. Поскольку он в принципе не имел на это права: вышеозначенный объект находится под защитой федерального закона, и никакой зам никакого мэра никакого города не в праве по собственному усмотрению что-то здесь менять никаким голосованием.
Вывод: филькина грамота от Минкульта демонстрирует полную некомпетентность, безграмотность и равнодушие. Вопрос: так зачем нам там такие специалисты? К слову, составление писем-ответов, из которых ровным счетом ничего не понятно, — примета времени. Это чиновничий ответ на другой федеральный закон — «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Что им делать, когда отвечать вроде бы надо, а сказать нечего или просто не хочется рта раскрывать? Вот они и пишут внешне солидные, но совершенно бессмысленные тексты — пусть «население» морщит лбы и гадает, что бы это значило.
И вовсе неспроста совершенно невозможно нам стало дозвониться ни до одного официального лица. Люди, снимающие трубку, представляются сплошь бесфамильными и потому совершенно безответственными Васями, Машами, Юлями и... да, предлагают присылать письменные запросы на общение с официальным лицом. А время идет, счетчик тикает...
Кстати, про счетчик. Пришли к нам во двор трое ходоков из управы агитировать за счетчики воды. Люди собрались вокруг них кружком, попросили их представиться. Те встопорщились: «Какая вам разница?»
Так и ретировались, не назвавшись. Так долго мы боролись с гипертрофией личной ответственности. Но коллективная безответственность, которая незаметно пришла ей на смену, — это тоже крайность. И очень опасная. Пока вот разбираемся, чья подпись стояла на том самом злополучном письме из Минкульта, на месте дома купца Привалова останутся только развалины и пустырь. Что им, манкуртам, и требовалось. Опять они победили.
Штрихи
Ансамбль доходных домов Привалова на Садовнической улице, 9, — выявленный объект культурного наследия, состоящий из трех зданий работы известного архитектора Серебряного века Э.-Р. Нирнзее. В основе строения 1 лежит дом знаменитого русского дипломата и мецената первой трети XIX века Николая Демидова, которому поставлен памятник во Флоренции. Строение 2 примечательно башенкой, напоминающей о рыцарских замках. В строении 3 в начале XX века в доме располагался Суриковский литературно-музыкальный кружок (он работал здесь до 1933 года) и редакция журнала «Млечный путь» (в квартире № 56 в 1914-1916 годах). С этим журналом сотрудничали Сергей Есенин, Игорь Северянин, Алексей Новиков-Прибой, Виктор Барт, Степан Эрьзя. А Есенин, 120-летие со дня рождения которого мы отмечаем в 2015 году, читал там свои первые стихи.
Согласно инвестконтракту, заключенному городскими властями с ООО «Великан — XXI век» (принадлежит «ЛСР-Групп», руководитель которой — бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров), предполагается снос до фасадной стены строения 1 и полный снос строений 2 и 3 для освобождения места под строительство многофункционального комплекса с подземной автостоянкой. В январе группа российских писателей выступила против планирующегося застройщиком сноса двух зданий комплекса, опубликовав открытое письмо президенту РФ. А 16 января застройщик созвал пресс-конференцию, одновременно с проведением которой начал снос одного из строений...
Между тем акт государственной историко-культурной экспертизы о признании домов Привалова ансамблем объектов культурного наследия федерального значения, выполненный аккредитованным государственным экспертом Татьяной Каменевой, не оставляет сомнений в безусловной исторической значимости этого замечательного архитектурного ансамбля.