И все же нельзя лишать права голоса тех искусствоведов и архитекторов, которые настаивают: власти не всегда с должным уважением относятся к старине, порой в угоду рыночным интересам сносятся раритетные здания (пусть не попавшие в реестр памятников), которые могли бы по-прежнему украшать город, придавать ему неповторимый колорит. Многие специалисты болезненно относятся и к "новоделу" - когда архитектурный шедевр полностью демонтируется, а на его месте возникает современная постройка с "историзированным" фасадом, но оторванными от истории интерьерами, подземными гаражами. Имеет ли право на существование такое обновление - вопрос спорный. Тем, кому интересно поразмышлять на эту тему, стоит посетить выставку "Против лома" в галерее Всероссийского фонда культуры. Здесь размещены фотографии уникальных зданий столицы, которых больше нет.
По современной части экспозиции нашего корреспондента провел вице-президент Академии художественной критики, историк архитектуры Алексей КЛИМЕНКО. Он утверждает: за последнее десятилетие снесены сотни раритетных, неординарных зданий.
УСАДЬБА РИМСКИХ-КОРСАКОВЫХ
Алексей Алексеевич подводит меня к первой фотографии: "С Тверского бульвара всего этого не увидишь, туда выходит только фасад, а снимок сделан с крыши стоящей по соседству многоэтажки". На фото - строительная техника, глубокий котлован, и видно, как идет снос старинных построек. "Это усадьба Римских-Корсаковых, XVIII век. Корпуса усадьбы образовывали несколько уютных внутренних дворов. Не так давно здесь прописался новомодный ресторан "Пушкин". Коммерсантам понадобились подземные гаражи, современный крытый двор... Все это, естественно, в старинной усадьбе не предусмотрено. И вот недавно инвестору странным образом удалось вывести дворовые корпуса из охранных списков (а они считались памятниками федерального значения с 1960 года), и в 2002-м они были снесены. Значительная часть усадьбы, кроме фасада, выходящего на Тверской бульвар, теперь уничтожена..."
А вот дом N 35 в Большом Афанасьевском переулке - образчик архитектуры пушкинской Москвы. Он долгие годы ждал реставрации, однажды обрушился мезонин, но я бывал внутри и видел: все исторические интерьеры прекрасно сохранились. А однажды к зданию подъехал грузовик, какие-то мужики аккуратно откололи от фасадов скульптуры атлантов, бросили в кузов и увезли (кому-то на дачу?). Домик же почти сразу уничтожили. Исчез и дом по Большой Сухаревской, 9 - эталон архитектуры раннего, строгого русского классицизма. На его месте пока пустырь. А на месте дома Зайцева в Лубянском проезде выросла банальная шестиэтажка. Готовы к сносу две двухэтажные постройки XVIII века за станцией метро "Полянка". А совсем недавно разрушены два крепких 4-этажных корпуса Шереметевского подворья на Никольской, 10. На их месте сейчас котлован".
МУЛЯЖИ И МАНЕКЕНЫ ПУШКИНСКОЙ МОСКВЫ
Клименко провожает меня между рядами фотографий. Вот Столешников переулок - один из самых любимых многими поколениями москвичей. Вся правая его сторона снесена и заменена новоделами, сохранившими лишь сходство фасадов. Здесь был дом, выполненный в стиле модерн. В выросшем на его месте здании - сплошные бутики, витрины с манекенами. И даже внешне этот муляж не сохранил сходства с оригиналом. Естественно, ведь чтобы "реконструкция" окупилась, здание нужно сделать выше, вместительнее. Сплошные муляжи и по левой стороне Клементовского переулка, если идти от Ордынки. То же - по сторонам церкви Всех Скорбящих Радости, которую построили Баженов и Бове. Даже бывшая богодельня снесена и воссоздана заново, но в другом масштабе, с искаженными пропорциями...
Один из самых нелепых образцов новодела, по мнению Клименко, - дом Мещерских по Большой Никитской, 17. "Его еще называли "дом-дедушка". О возрасте говорит уже то, что он стоял на самом тротуаре, то есть строился еще до того времени, когда появились "красные линии" и проезжие части. В начале ХХ века в соседней лавке работал продавцом Есенин..." За реконструкцию взялся известный архитектор, который создал "Макдоналдс" у Центрального телеграфа и "Наутилус" на Лубянке. В результате некогда стильное здание увеличилось, стало трехэтажным. От истории осталась только часть сводчатого подвала. Примерно та же судьба постигла дом Герцена в переулке Сивцев Вражек, дом ректора Московского университета - редкий для Москвы образец барокко начала XVIII века...
ОГОНЬ ГУЛЯЕТ
На фото - крупное деревянное здание в тяжеловатой барочной стилистике. Это - усадьба князей Трубецких, рядом с метро "Фрунзенская", по улице Усачева, 1 - самый старый деревянный дом в Москве, переживший нашествие Наполеона и московский пожар 1812 года, сталинскую реконструкцию, Великую Отечественную. А вот рыночных реформ и он пережить не смог...
Дом Трубецких, в котором бывал и обедал Пушкин, был намечен к сносу более 20 лет назад, рассказывает мой проводник А.Клименко. Но как раз в то время стали возникать общественные так называемые "несносные комиссии". Они работали в каждом районе и если говорили: "не сносить" - здание обычно не трогали. "Я в те годы обладал репутацией самого "несносного" человека в московском архитектурном мире. Вместе с другими специалистами я участвовал в работе районной "несносной комиссии" по этому зданию. И мы тогда решили - Москву немыслимо лишать этого раритета, прекрасно сохранившегося не только снаружи, но и изнутри. Интерьеры потрясали богатством: наборные паркеты, дубовые резные панели, печи... - вспоминает Алексей Клименко. - Тем не менее в наше время вопрос подняли вновь. На этом месте возле парка Мандельштама коммерсантам виделся выгодный современный проект. А решилось все в пожарном порядке. Дом просто неожиданно сгорел. А раз памятник безвозвратно утрачен - теперь здесь можно возводить что хочешь".
Не менее странным образом в последние годы обрушились и были безвозвратно утрачены палаты XVII века напротив Кремля по участку N6 на Софийской набережной. В этом районе будет построен коммерческий развлекательный центр.
ВЕРНУТЬ "НЕСНОСНУЮ КОМИССИЮ"
"Если историческое здание сгорело или обрушилось, тут, конечно, общественность ничего поделать не может. Этим должны, вероятно, заниматься криминальные эксперты и правоохранительные органы. А вот противостоять бездумному, опрометчивому сносу общественность вполне могла бы, - уверен А. Клименко. - Сегодня комиссии, которые решают, разрушать или нет объекты культурного наследия, безусловно, существуют. Но они работают на уровне города, а не каждого района. И входят туда в основном чиновники (а это значит: как сказал начальник - так и проголосуют) и строители (которые, при всем к ним уважении, заинтересованы в том, чтобы расчистить площадку пошире). То есть нынешние комиссии можно назвать "сносными", поскольку они, как правило, ведут себя в пользу сноса. Я же уверен, что необходимо на уровне районов воссоздать общественные "несносные комиссии", в которые войдут независимые эксперты, местные жители, представители интеллигенции. Город от этого выиграет. Тем более что Москва хочет стать центром туризма. А те же иностранные туристы трепетно относятся к старине. Скажу, например, что в соседних с нами Норвегии и Швеции даже деревянные барачные постройки начала ХХ в. уже не сносятся, а реставрируются и берутся под охрану государства".
Процесс обновления города, безусловно, необходим. Невозможно, да и вряд ли нужно его консервировать, сдувая пылинки с каждой развалины. И в ряде случаев, вероятно, строительство так называемого муляжа и даже полный демонтаж - это целесообразное решение. Но очевидно, что разрушения многих старинных зданий все же можно было избежать и новодел часто был не обязателен, если стены и фундамент оставались крепкими. Мы этой публикацией не закрываем тему, а предлагаем включиться в обсуждение специалистам, чиновникам, знатокам Москвы и обычным горожанам.