Главная Экономика 00:09 20 Августа 2021 26782
Год без троллейбуса

У Москвы могло быть 2300 электрических машин, а есть только 700

Георгий Красников, транспортный обозреватель
С таким написанным по-русски транспарантом вышли год назад на маршруты троллейбусы Женевы, Биля, Пекина, Мехико, Санкт-Петербурга. Фото из социальных сетей

Вот уже год мы живём в новой транспортной реальности. 24 августа 2020 года был совершён последний рейс классического московского троллейбуса, после чего его 86-летняя эпоха закончилась. Хотя власти пообещали этот вид транспорта сохранить, и уже на 9 день после кончины (что символично!) вокруг Казанского вокзала поехал новый маршрут Т. «Музейный» по статусу, а по идее призванный продолжить традиции «синего троллейбуса», столь дорогого многим москвичам. Однако по факту он стал транспортом «для галочки», с практической точки зрения бессмысленным — 3,5 км трассы почти полностью дублируются метро либо другими видами транспорта.

Что приобрела Москва с отказом от троллейбуса? По замыслу властей, на это место пришёл электробус — более независимый, так как не привязан к проводам. Но есть нюансы: во-первых, электробусов меньше, чем изгнанных троллейбусов, более чем в 2 раза: даже сегодня, со всеми приобретениями последних лет, их лишь 700 против 1600. А вместо большинства троллейбусов на линии вышли дизельные автобусы, о чём мэрия, как правило, скромно умалчивает. Во-вторых, электробусы менее экологичны: их аккумуляторы сложно утилизировать, а дизельная печка дает выброс даже более вредный, чем двигатель нового автобуса. В-третьих, электробусы часть времени проводят на зарядке, а значит их нужно больше: 700 машин — эквивалент лишь 630 троллейбусов. Притом парадокс — будучи менее эффективными, они в полтора-два раза дороже троллейбусов. Многие из которых, кстати, были сочленёнными, а сочленённых электробусов пока вовсе нет. Ну и наконец — что же всё-таки мешало развивать эти электробусы не взамен, а в дополнение к троллейбусу? Или, так сказать, в честной конкуренции — ведь сегодня значительная часть «рогатых» обеспечена приличным запасом автономного хода (от двух до нескольких десятков километров), то есть тоже не привязана жестко к контактной сети, притом вовсе свободна от потерь времени у зарядных станций. Так или иначе — у нас бы сейчас было не 700 безрельсовых электрических машин, а 2300!

Итак, с приобретениями — не очень. А что с потерями? Тут еще печальнее. Поспешность, с которой троллейбус уничтожался, помешала обеспечить его полноценную замену. Нужного резерва автобусов и водителей не нашлось, и в среднем все маршруты стали ходить реже. Транспортные блогеры провели анализ расписаний: там, где ещё 3-4 года назад машины ходили раз в 10-15 минут, теперь интервал 30-40 минут, а какие-то маршруты деградировали до «дыр» в час-полтора!

На этом историческом снимке (Мост Победы на Ленинградском шоссе, 1943 год) хорошо видно, что троллейбус — не путаница проводов над головой, а эстетика и динамизм. Фото с выставки «Архитектура памяти» в Государственном музее архитектуры

В сухом остатке не выиграл никто: москвичи и лишились символа города, его гордости — самой большой троллейбусной сети в мире, и потеряли стабильно работавшую систему наземного транспорта. Одно время показалось, что повезло регионам, куда отправились доживать свой век московские «рогатые». Однако для провинциальных парков московская техника зачастую слишком сложна, опережая привычную для тех мест лет на 30-40, у тамошних спецов нет ни опыта работы с ней, ни запчастей. Кроме того, из-за жестких условия эксплуатации в Москве (пробки, огромные пробеги и, самое страшное, реагенты) значительная часть троллейбусов пришла на места с сокращенным ресурсом и либо в течение короткого времени встала под забор, либо вообще не выехала за ворота парка.

Увы, есть опасения, что вслед за троллейбусом Москву покинет и трамвай. Конечно, никто таких целей не заявляет, наоборот, говорят о планах его развития. Вот только за 11 лет правления мэра Собянина новых линий, по большому счету, так и не появилось. А состояние действующих всё ухудшается. В январе 2021 года трамвай передали в управление метрополитену, где неродному дитяти пришлось совсем туго: затяжные и неэффективные ремонты огромных кусков сети, участившиеся сходы вагонов с линий... Недавно о кризисе трамвайной сети в Москве даже вышел репортаж на телеканале «Россия».

А с улиц швейцарского Люцерна троллейбус и не уходил, ему там всегда рады. Фото автора

Вот такая грустная картина складывается к годовщине кончины троллейбуса. Конечно же, не в нем одном дело: проблема в общем уровне компетенции городского руководства, что проявляется во многих сферах жизни. Если бы Собянин действительно собирался развивать транспорт, такого стремительно-фанатичного отказа от «рогатых» не произошло бы.

Остается надеяться, что мы ещё увидим ренессанс троллейбуса, как это уже случилось, например, в Праге или скоро случится в Берлине. Прокатимся ещё на «Букашечке» по Садовому кольцу, а полночный синий троллейбус, согласно Окуджаве, продолжит по бульварам круженье. Правда, пражанам пришлось ждать 40 лет, пока отцы города не осознали свою ошибку. Хотелось бы, чтоб у нас это произошло раньше.

Экономика 00:01 / 11 Апреля 2025 7299
Деньги на мусор

Фактически мусоросборщики делают их из воздуха - точнее, изымают в принудительном порядке из карманов граждан

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
«Мусорная реформа» в России явно провалилась. Вопрос - где посадки? Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С 1 апреля 2025 года в России вступил в силу мораторий на проведение «весогабаритного контроля для двуосных и трехосных тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных...

Суд арестовал активы Анатолия Чубайса более чем на пять миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Анатолий Борисович мимо рта ложки не проносил. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Федеральная служба судебных приставов сообщила, что суд арестовал активы Анатолия Чубайса на сумму 5,6 млрд рублей. Осталось найти, где спрятал деньги бывший главный приватизатор России, председатель «Роснано» и специальный...

Декларируя борьбу с инфляцией, власти создают условия для ее роста

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

С 1 июля тарифы ЖКХ по всей России будут повышены в среднем на 11,9%. Об этом на прошлой неделе сообщил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам,...

Законы, ограничивающие аппетиты строительного бизнеса и близкого ему чиновничества, вредят развитию Москвы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал Генплан тормозом развития города. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На прошлой неделе на заседании президиума Госсовета по вопросу развития «инфраструктуры для жизни» мэр Москвы уже в практической плоскости озвучил давнюю мечту: отказаться от главного закона, по которому...

Граждане покупают только одну из трех готовых квартир. Остальные стоят пустыми

Александр Киденис
Труд
Потребность в жилье у россиян остается очень высокой. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Россия рискует остаться без новостроек: госкорпорация «ДОМ.РФ» прогнозирует сокращение ввода жилья к 2027 году на 30 млн кв. метров — это 28% от ввода жилой недвижимости в рекордном 2024-м,...

Экономика 00:01 / 04 Апреля 2025 4489
Дед Мазай и люди

Паводки всегда приходят нежданно 

Александр Киденис
Труд
Специалисты утверждают, что с природой нельзя только воевать. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Ровно год назад на Южном Урале в считаные часы стремительно затопило 190-тысячный город Орск: после прорыва земляной дамбы, обошедшейся почти в миллиард рублей, под водой оказались более 6700 домов, погибли пять человек (а в целом...

Роспатент создал уникальный прецедент

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Ramon Costa, globallookpress.com

Роспатент официально зарегистрировал товарный знак Ericsson за российским производителем кондиционеров ООО «Р-Климат» («Русклимат»). Создан уникальный прецедент, который остряки уже назвали «импортовозвращение». Вообще...

Экономика 00:06 / 25 Апреля 2025 4218
А олени лучше

Российский автомобильный рынок все больше напоминает начало 1990-х

Максим Башкеев
Труд
Рейтинг самых продаваемых «подержанок» возглавила родная вазовская «семерка». Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Помните такую песню Кола Бельды, с хитрым прищуром глаз утверждавшего, что лучшее транспортное средство у нас — олень? Если он и преувеличивал, то ненамного. Российский автомобильный рынок все больше напоминает...

У покупателей госактивов нет гарантий, что в какой-то момент купленное не отнимут - Бовт

Евгений Акатов
Труд
Георгий Бовт. Фото:© Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Чубайс в Израиле, но дело его живет. «У нас будет предложение по «большой приватизации», — сказал на коллегии Росимущества министр финансов Антон Силуанов. Размещенные на вкладах россиян...

У 73% россиян нет сбережений, на которые можно прожить хотя бы четыре месяца

Александр Киденис
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Центральный банк РФ сообщил о рекордных объемах сбережений населения страны на банковских депозитах: на начало года они составили 57,5 трлн рублей. После чего министр финансов Антон Силуанов на съезде РСПП порекомендовал...

В Петербурге транспортная реформа удалась. Ведь власти всерьез так считают

Ирина Смирнова
Труд
Половина жителей Питера добираются до работы и обратно домой как могут. Это - итог реформы. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В рамках реформы, которую продвигают питерские власти, с 1 апреля 2022 года общественный транспорт перешел на новую модель транспортного обслуживания, когда все «коммерческие» маршруты перевели на «социальные». К концу...

Экономика 00:11 / 11 Апреля 2025 3961
Удушающие объятия

В 1990-е годы Петербург прославился криминальными войнами. А 30 лет спустя - коммунальными

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Северную столицу захватывает коммунальная мафия. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Атаки рейдеров на дома крупнейшего мегаполиса год от года возрастают, число их жертв множится. Это засвидетельствовал и курирующий вопросы ЖКХ вице-губернатор Петербурга Евгений Разумишкин. Отвечая на вопросы горожан...

Обычное еще вчера мясо теперь станет «премиальным продуктом»

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

«Мы получили лучший урожай, но, к сожалению, ни в одной лавке, ни в одном магазине хлеб не подешевел ни на одну копейку», — было сказано в среду, 26 марта, в Госдуме...

Прецедент с изъятием средств ранее уже произошел в Германии 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Суд Евросоюза в Люксембурге подтвердил, что запрет на ввоз наличных евро в Россию из ЕС распространяется даже на медицинские расходы. Об этом говорится в решении судебной инстанции, опубликованном в среду, 30 апреля. «Запрет на вывоз...

Оказывается, пока идешь через торговый зал магазина, товары могут подорожать в среднем процентов на 15

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Руслан Яроцкий/Ura.ru, globallookpress.com

На прошлой неделе по случаю заглянул в магазин OBI, что на 47-м километре МКАД. Взял с полок несколько товаров и, преодолев огромное пространство гипермаркета, оказался у кассы. А тут, как советуют знающие...

Украина во главе с Зеленским так и не подписала окончательных документов по соглашению, а заодно и не желает завершать боевые действия, подчеркнул глава США 

Фото: © White House, globallookpress.com

Президент США Дональд Трамп выразил свое возмущение по поводу того, что Украина во главе с Владимиром Зеленским так и не подписала окончательную сделку по редкоземельным металлам. Также он обвинил украинского коллегу...