Сергей Лукьяненко — один из самых именитых современных фантастов. Им написаны десятки популярных произведений, отмеченных престижными премиями и положенных в основу художественных фильмов — в том числе и знаменитых «Дозоров» Тимура Бекмамбетова и вышедшего год назад «Черновика». А недавно увидела свет его новая книга «Порог» (издательство «АСТ»), открывающая новый — космический — цикл. Со звездных высот и начался наш разговор.
— Сказать по правде, мне несколько поднадоели волшебники, оборотни, вампиры, сама стилистика фэнтези. Потянуло в космос, поближе к научной фантастике. В свое время я написал много таких книг, потом надолго отошел от этого жанра. А сейчас почувствовал, что хочется не заклинаний и телепортаций, а научных формул и полетов на космических кораблях. Здесь я показываю мир и все происходящее сразу с нескольких точек зрения. Одни и те же события по-разному воспринимаются жителями разных планет. Такие противоречия и взаимодействие жителей нескольких цивилизаций — это не только большое поле для фантазий, но и повод поразмышлять о наших, сугубо земных проблемах. Ведь то же самое происходит и на планете, где мы с вами живем.
— Главная драма вашего произведения — возможная трагедия вселенского масштаба, уничтожение разумных миров. Хотя в вашем романе действуют более развитые и прогрессивные цивилизации, чем наша сегодняшняя, угроза все та же?
— Да, на мой взгляд, это и есть самый важный вопрос: почему разумные существа, проделавшие такой сложный путь в развитии, продолжают враждовать и убивать друг друга? В чем природа агрессии даже в тех ситуациях, когда это, казалось бы, не оправдано ни логикой, ни экономикой? Чтобы ответить, понадобится целый цикл из нескольких романов. В конце концов, нужно подтвердить или опровергнуть библейское изречение о том, что природа зла заключается в самой человеческой натуре.
— Вы в новой книге утверждаете, что большинство цивилизаций уничтожают себя в процессе развития иногда начисто, иногда стремительно деградируя. Очевидна параллель с нашей земной жизнью, где оба процесса происходят одновременно: техника развивается, а само человечество в каком-то смысле деградирует.
— Именно это меня очень тревожит, поэтому я и взялся за роман. Ведь даже когда фантаст пишет о событиях, происходящих в далекой галактике, он все равно рассказывает про наш мир. Так вот, главная проблема для нашей страны сегодня — развить общество, сохранив при этом стабильность. Мы очень нуждаемся в развитии не только производства, техники и науки, но и социальных институтов, законов и демократии. Но при реализации такой задачи легко соскользнуть в популизм либо в жесткость. Очень бы этого не хотелось, потому что наша страна через это проходила — и хорошо бы этого избежать в очередной раз.
— Помнится, как-то, рассуждая о состоянии современной научной фантастики, вы сказали, что она попала в засаду. Что вы имели в виду?
— Фантастика успешно развивалась в то время, когда научные и технические идеи лежали на поверхности, были понятны если не всем, то многим образованным гражданам, взявшим в руки научный журнал. Но сейчас идеи, которые могли быть легко восприняты публикой, фантастами давно использованы, наука ушла далеко вперед, и понять проблемы, над которыми ученые ломают головы сегодня, могут только специалисты. Поэтому необходимо либо писателям глубоко погружаться в научные вопросы, либо самим ученым становиться писателями-фантастами. В общем, писать научную фантастику стало гораздо сложнее. Фэнтези проще.
— Если говорить о научно-технической перспективе, как считаете, чему мы будем удивляться через 20 лет?
— Если все будет развиваться и дальше так же, как сейчас, то лет через 20 больше всего мы будем удивляться тому, что человечество эти два десятилетия прожило, не устроив большой войнушки и не угробив изрядную часть населения Земли. Но если не случится худшего, то через 20 лет, думаю, люди научатся менять свой физический облик, будут рождаться дети с определенными свойствами и способностями, которые заранее выбрали их родители. То есть самые большие и удивительные для нас сегодняшних открытия ждут в сфере биологии и генетики. Наверняка люди будут летать космическими паромами на ядерном топливе между Землей и Марсом, но это не столь удивительно, поскольку сегодняшняя космонавтика уверенно движется именно в этом направлении. Что еще? Виртуальная реальность в то время станет более правдоподобной, у людей возникнет соблазн все чаще уходить от обыденности, просто надев специальный шлем и перчатки. И наверняка уже следующему поколению придется беспокоиться по этому поводу, принимать какие-то законы и запреты, ибо иллюзия грозит обернуться чем-то вроде наркотика...
— А будет ли к тому времени создан искусственный интеллект, о котором сегодня так много разговоров?
— Ситуация здесь как в анекдоте про блондинку и динозавра на улице: «Либо встречу, либо нет». Хотя я считаю, что искусственный интеллект пока невозможен. Мы можем создавать самообучающиеся псевдоразумные системы, которые способны самостоятельно принимать некие решения, в том числе и творческие, но это все равно программа, действующая по заданным человеком алгоритмам. Подступиться вплотную к мышлению и понять, как именно разум работает, человечество пока не в состоянии. К счастью, люди пока не разобрались в тайне, как интеллект возникает и функционирует.
— Если внимательно читать ваши книги, можно заметить, что там постоянно погибает некий Юрий Семецкий. Что за навязчивая идея?
— А в этой книге я как раз забыл убить Юрия Семецкого, придется это исправить в следующих. Вообще-то Юрий Семецкий — очень хороший человек, известный среди фантастов книгоиздатель. В одной из моих ранних книг я описал убийство героя с таким именем — и когда мы с Юрием встретились, он меня поблагодарил за такой поворот в сюжете. Оказывается, цыганка ему нагадала, что он умрет в 40 лет. Но если его в книгах будут убивать, то цыганское пророчество не сбудется, оно перенесется на литературных персонажей. Так «убийство» персонажа по имени Юрий Семецкий превратилось в популярную литературную игру, в нее включились и другие писатели-фантасты. Даже знаменитый Роберт Шекли проявил с нами солидарность и в одном из своих рассказов «убил» героя, которого звали Юрий Семецкий.
— Художник Василий Суриков говорил: «Вдохновение — награда за труд». Согласны?
— Конечно. Был такой замечательный фантаст Георгий Гуревич. Он вывел свою формулу успеха из четырех букв: ТРОЯ: Талант, Работа (причем постоянная, без чего талант бесплоден), Опыт и Ярость — то есть эмоции, сопереживания. Без всего этого никакая книга не получится.
— Вам важно, чтобы дома было спокойно, тихо и никто не мешал писать?
— Желательно, чтобы во время работы дома было тихо и спокойно, но при этом мне важно знать, что вечером начнутся шум и гам. Несколько раз бывало, что жена с детьми уезжала и говорила: «А ты тут спокойно недельку поработай». Но какое там, если все мысли где-то там, с ними. Нет, лучше шум, чем тревога на душе.
— Вы как-то признались, что у вас интернет-зависимость.
— Увы, так и есть. Интернет писателю нужен только в качестве справочного средства, но не для общения в соцсетях и публикации постов. А я провожу в интернете гораздо больше времени, чем надо бы. И не в силах пока от этого отказаться.
— А какие еще у вас слабости?
— Да какие угодно, на любой вкус. Люблю поесть. Не прочь и выпить. При случае порезонерствовать и просто поболтать. Бывает, вылетает резкое слово, за которое потом неловко и стыдно: Впрочем, утешаю себя тем, что писатель не может обойтись без слабостей, без них я бы не смог написать что-то интересное читателям. Наше дело требует повышенной эмоциональности, если хотите, резкости, а не постной благопристойности.
— А ваша любовь к кулинарным опытам — это слабость или достоинство?
— Ну нет, это к порокам я бы причислять не стал. Я могу приготовить что угодно, легко экспериментирую на кухне. Взял все, что нашел в холодильнике, как-то смешал — и получилось вкусно: Будем считать это формой творчества.
— Недавно состоялась премьера иллюзионного шоу «Дозор. True Magic Show», основанного на ваших книгах. Что это такое?
— Премьера прошла в Москве. Это масштабное зрелище, в котором смешаны элементы спектакля, мюзикла и иллюзионного шоу. В постановке задействованы 70 человек, сотни тонн аппаратуры. А в основе сюжета — история из мира «Дозоров». На сцене творятся такие чудеса, что мне самому удивительно, как это все получается. Я сам писал сценарий, но потом он попал к мастерам спецэффекта и расцвел буйным цветом, а иллюзионисты своих тайн никому не выдают.
В этом шоу принимают участие Константин Хабенский, Николай Фоменко и иллюзионист Сергей Сафронов. Хабенский читает сопровождающий программу текст. Николай Фоменко блистает на сцене. Даже если что-то пошло не так, он великолепно держит удар — в этом мы убедились, когда одной актрисе чуть на самом деле не отрубили руку. А зал ничего не заметил. Замечательно работает и Сергей Сафронов, наполнивший спектакль сложнейшей иллюзионной программой. В спектакле принимает участие и большая балетная группа — замечательные ребята из киевского циркового училища. В общем, получилось масштабное шоу. После Москвы оно поедет в Питер, затем будет большой тур по России и за рубежом. Эффектное завершение мира «Дозоров».
А параллельно у меня начинается история новой вселенной. Надеюсь, она будет такой же долгой и яркой.