- Мы положительно оцениваем уровень отечественной продукции, - говорил на производственном совещании в Санкт-Петербурге заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Ананенков. - Однако стратегические планы Газпрома, связанные с комплексным освоением новых нефтегазовых провинций, расположенных зачастую в сложнейших географических, геологических, климатических условиях, заставляют существенно повышать и уровень наших заказов, и требования к их исполнителям.
Для реализации своей добычной стратегии Газпром действительно остро нуждается в высоких технологиях, новейшем оборудовании, надежных партнерах. Он намерен максимально использовать потенциал отечественных предприятий, планомерно снижая объемы импортных закупок. И началась под этим углом зрения ревизия (если можно так назвать) российской "оборонки". Двое суток делегация специалистов Газпрома провела в Рыбинске Ярославской области и Санкт-Петербурге, посетила крупнейшие предприятия - НПО "Сатурн" (известный больше под названием "Рыбинские моторы"), "Кировский" и "Невский" заводы, ОАО "Новая эра", НПФ "Система-Сервис", "Компрессорный комплекс", ЗАО НИЦ "Керамические двигатели", станцию "Лентрансгаза" по сжижению метана...
- Это только начало,- сказал А. Ананенков. - В ближайшие месяцы побываем на всех машиностроительных заводах страны, где Газпром намерен размещать свои заказы. У компании большие планы, и мы их намерены осуществить, опираясь на потенциал российских предприятий.
- А деньги на реализацию этих планов у Газпрома есть? Ведь компания, как говорят, находится в критическом финансовом положении.
С этого вопроса началось интервью, которое Александр Ананенков дал корреспонденту "Труда" в самолете на пути из Питера в Москву.
- Критическое финансовое положение - не более чем выдумка прессы, - парировал зам. председателя правления. - На самом деле деньги на развитие производства и решение главных инвестиционных задач у нас есть. Смотрите сами: в последние три года налицо рост объема капитальных вложений в рамках инвестиционных программ компании: он увеличился со 125 миллиардов до 179,8 миллиарда рублей.
- Для Газпрома это много или все-таки мало?
- Достаточно, чтобы компания могла решать свои стратегические задачи по добыче и транспортировке газа, и удовлетворения спроса на него как российских, так и зарубежных потребителей. В последнее время была поставлена задача: держать газодобычу на уровне 530 миллиардов кубометров газа в год. Некоторые критики стали делать из этого не совсем верные выводы. Даже предрекали острый "газовый дефицит". Хочу уточнить, что 530 миллиардов - это минимальный объем годовой добычи, та планка, ниже которой мы не имеем права опускаться. Крупнейшая газодобывающая компания отвечает за обеспечение России топливом. В нынешнем году мы планируем добыть 531 миллиард кубометров газа, в следующем - более 540.
Газпром разрабатывает программу, согласно которой объем добычи к 2020 году может составить 570-590 миллиардов кубометров, к 2030 - 610-630 миллиардов кубов.
При этом добычная стратегия разработана с учетом воспроизводства и расширения минерально-сырьевой базы. Но это тема для отдельного разговора. Сейчас же речь идет о наших технических возможностях и перспективах... Очевидно, что увеличение добычи газа как со стороны Газпрома, так и со стороны независимых производителей газа потребует дальнейшего развития единой системы газоснабжения.
За последние годы ее пропускная способность снизилась на 57 миллиардов кубометров в год. При таких транспортных возможностях увеличивать добычу нельзя. Так что проблем хватает, конечно. Для их решения нужна мощная техническая база, высококлассное оборудование, которое способны дать российские заводы. Мы хотим не только увеличить объемы заказов на российских предприятиях, но и получать от них то оборудование, которое пока вынуждены импортировать.
- Насколько я понимаю, продукция машиностроителей потребуется Газпрому не только для развития ЕСГ, но и в новых регионах добычи?
- Да, Газпром готовится осваивать природные кладовые арктических морей и полуострова Ямал, формировать рынок газа на востоке страны. С освоением полуострова Ямал и прилегающих к нему акваторий на берегу Северного Ледовитого океана планируется построить завод по сжижению природного газа (СПГ). Такой же завод будет построен на Сахалине. Это позволит расширить возможности транспортировки российского газа.
На Ковыктинском месторождении (Иркутская область) тоже надо построить завод - по производству гелия, которым богата Ковыкта.
- Какие требования предъявляет Газпром заводам-производителям?
- У нас два критерия: качество и выполнение сроков поставок.
- А цена?
- Она имеет значение, но это не самое главное. Конкурсные комиссии Тендерного комитета Газпрома, безусловно, учитывают ценовой показатель. Конечно, машиностроители должны постоянно и системно заниматься снижением затрат на производство своего товара. Вместе с тем на встречах с машиностроителями я объяснял, что, если качество их продукции нас не будет устраивать, Газпром станет закупать аналогичное оборудование за рубежом, хотя там оно стоит дороже.
- Как к этому отнеслись смежники?
- Нормально. А о чем тут спорить? Бывает, предлагая свою продукцию, машиностроители говорят, что по качественным характеристикам она не хуже мировых аналогов. Я считаю, что отечественная продукция должна превосходить эти аналоги или, в крайнем случае, соответствовать лучшим мировым образцам. Для этого у российских предприятий есть и научный, и технологический, и технический потенциал, надо только его полнее использовать.
- Как вы в целом оцениваете сегодняшний уровень отечественного машиностроения?
- Заметны позитивные перемены. Вы же сами видели: на предприятиях идет модернизация, перевооружение производств. Там устанавливается новейшее, нередко уникальное оборудование, привлекаются на работу молодые специалисты. Практически на всех предприятиях действуют обучающие центры, налаживаются прямые контакты с институтами. Руководители предприятий приглашают на работу студентов технических вузов, буквально "воспитывают" их на производстве. То есть "оборонка" думает о будущем. За десять лет сотрудничества на этих предприятиях многое удалось сделать. Хотя сказать, что мы всем довольны, пока нельзя.
- Поясните, пожалуйста...
- В России, например, стал складываться устойчивый рынок газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и газотурбинных двигателей. Он пока недостаточен, но раньше не было и этого. Правда, чтобы полностью удовлетворить потребности Газпрома в тех же ГПА, "оборонке" придется приложить намного больше усилий: в связи с расширением производства и развитием газотранспортной системы скоро Газпрому только по программе реконструкции газотранспортной системы потребуется 150 - 170 агрегатов в год. Пока наши машиностроители выпускают в два раза меньше. Кроме того, мы стремимся значительно увеличить коэффициент полезного действия ГПА. И хотя работа по улучшению качественных и технических характеристик ГПА и газотурбинных электростанций ведется, необходимо значительно ее ускорить.
- Как относятся машиностроители к вашим требованиям?
- Там работают хорошие специалисты. Они принимают дельные замечания. В нынешней поездке, например, мы объяснили "оборонщикам", что хотим получать оборудование в блочном исполнении, а не отдельными частями и деталями, которые потом приходится собирать, "доводить до ума" непосредственно на местах. Это не блажь, не каприз: в экстремальных условиях Крайнего Севера необходимо экономить время и силы людей.
- У машиностроителей тоже есть претензии к Газпрому. Руководители предприятий, на которых мы с вами побывали, высказывали их довольно жестко. Обращалось внимание на проволочки со стороны Газпрома в принятии решений, не согласованную с заводами-изготовителями модернизацию поставленного оборудования, несвоевременное финансирование, необходимость улучшения координации действий и планирования работ...
- Одна из задач, которая была поставлена перед специалистами Газпрома в преддверии поездок на заводы, заключалась в том, чтобы внимательно разобраться и решить имеющиеся вопросы, претензии. В этом прежде всего заинтересован сам Газпром. За годы сотрудничества с машиностроительным комплексом накоплен большой опыт совместной работы. Сегодня перед нами стоит задача значительно улучшить и качество этих отношений, и качество продукции. Это необходимо, чтобы новые крупные проекты Газпрома были поддержаны поставкой суперсовременного оборудования отечественного машиностроения.
- Хватит ли мощностей?
- Наше машиностроение загружено всего на 35 процентов. Заводы работают в одну смену. На развитие производства пока не хватает инвестиций. Но капитальные вложения Газпрома в машиностроительную отрасль год от года будут расти. Кроме того, у самих предприятий есть немалые возможности зарабатывать деньги. Сегодня оборудование, заказчиком и потребителем которого раньше был только Газпром, стало пользоваться большим спросом у энергетиков и нефтяников, а также у зарубежных потребителей. Это ли не показатель растущего уровня российской обрабатывающей промышленности? Чем больше будем продавать высокотехнологичного оборудования, тем меньше станем экспортировать сырья. Мы же понимаем, что Россия не вечно будет только лишь сырьевой державой. Мы повторяем как аксиому: газ - наше богатство, его надо беречь. Но и высокие технологии - тоже наше богатство, и они должны завоевывать мир, приносить прибыль отечественной экономике.