Россия не намерена оставлять решение "курильского вопроса" будущим поколениям и откладывать его в долгий ящик, заверял еще в ноябре на встрече "двадцатки" Медведев японского премьера. Теперь, на Сахалине, президент высказался еще более определенно: проблему должно урегулировать нынешнее поколение. После встречи на Сахалине японцы воспряли духом. Ведь могло вообще ничего не быть. Особенно если вспомнить последнее заявление Сергея Лаврова. Всего три дня назад глава МИД уверял: Москва не обещала Токио "никаких нестандартных решений".
Господин Асо вышел после двухчасовых переговоров с Медведевым в хорошем настроении. "Здесь все просто, - с ходу начал он, - они предлагают нам два, а мы стоим на четырех! Так мы никуда не продвинемся". Но продвигаться надо. Для начала решили "активизировать проработку вопроса на рабочем уровне". А дальше - и переговоры на апрельском форуме G20 в Лондоне, и на июльском саммите G8 в Италии, а главное - в мае, во время визита в Японию Владимира Путина.
Однако оптимизм своего премьера японские журналисты не разделили. Заголовки на первых полосах вчерашних газет ничего хорошего не сулили: "Шатающееся правительство бросает тень на переговоры по территориям", "Стороны на своих позициях", "Новый подход без конкретики". СМИ не преминули напомнить: поездка Асо на Сахалин - первый визит премьера страны на бывшую территорию Японии. А значит, фактическое признание российской юрисдикции. Забывая совершенно, что по мирному сан-францисскому договору Япония отказалась как от Курил, так и от Сахалина. Странный народ - японцы. О чем думали, когда открывали японское консульство в Южно-Сахалинске?
За японцами есть слабость: выдавать желаемое за действительное. И еще одна: усматривать в безобидных и само себе разумеющихся заявлениях партнера то, чего он вовсе не собирался говорить. Последний пример - слова Медведева про "долгий ящик", которые были расценены МИД Японии как "явный намек на скорый прорыв".
Комментируя итоги встречи в Южно-Сахалинске, полугосударственный, а оттого и самый информированный телеканал NHK вещал: складывается впечатление, что вопрос отложен до приезда в Токио Путина. Он-то прекрасно разбирается в "курильской проблеме". Но известно и другое: Путин не намерен идти на уступки.
- Во времена СССР Япония требовала одновременного возврата всех четырех островов. Причем незамедлительно. Но вместо бывшего СССР теперь Россия, которая заявила о намерении проявлять гибкий подход, - говорит "Труду" депутат японского парламента Мунэо Судзуки. - Надо вернуться к прежним договоренностям: сначала возврат двух малых островов, а потом вести консультации по остальным двум. Это отправная точка. Об этом говорится и в Совместной декларации 1956 года, и в Токийской декларации 1993 года.