Как показывают результаты исследований, большинство водителей относится к гаишникам неприязненно. Их обвиняют во взяточничестве, хамстве и всех смертных грехах, забывая при этом, что сами водители у нас не сахар.
"Мы отвечаем жесткостью на жесткость, а как иначе - другую щеку подставлять?" - недоумевает лейтенант Сергей Т. из Москвы. По его словам, водители часто ведут себя неадекватно, провоцируют сотрудников, оскорбляют, а иногда даже лезут в драку. В таких условиях уже не до вежливости. "Я не говорю, что мы все ангелы небесные, - продолжает Сергей, - но почему нас вечно мажут одной только черной краской? Дескать, тупые, злые, жадные! Такие есть, может быть, их даже много, но уж точно не все".
Проще быть летчиком
По данным статистики, профессия дорожного инспектора куда опаснее, чем работа летчика испытателя. Ежегодно на постах погибает 100 сотрудников ГИБДД. Больше всего смертей под колесами автомобилей, существенные потери инспекция несет на Северном Кавказе, часть сотрудников гибнет в авариях.
На днях погиб подполковник милиции, командир отдель-ного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД при ГУВД по Алтайскому краю Михаил Фреев. Его экипаж сопровождал кортеж губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, как вдруг ехавший навстречу "КамАЗ" из-за гололеда выскочил на встречную полосу. Экипаж машины ДПС принял удар огромной фуры на себя. Майор милиции Сергей Кривашин получил ранение, а подполковник Михаил Фреев погиб. Губернатор отделался легкими ушибами.
Нередки случаи, когда гаишник, пытаясь остановить одну машину, попадает под другую. Порой сами сотрудники расценивают это как наказание свыше. Бывший инспектор ГАИ Артем Л. вспоминает: "Я стоял у "Детского мира" и вдруг увидел во втором ряду машину с брянскими номерами. Приезжий водитель - это же клад! Я рванул к нему, забыв обо всем, и: угодил под "Мерседес". Перелом ноги. А до больницы меня вез как раз брянский мужик, к которому я хотел прицепиться. После этого я и решил уйти из ГАИ".
Бывшие сотрудники автоинспекции делятся воспоминаниями гораздо охотнее, чем действующие, оно и понятно: подобные мемуары часто могут грозить увольнением. "Я работал недалеко от ГУМа, на одной из соседних улиц долгое время висел "кирпич", причем повесили его так, что при повороте водитель его просто не видел. Ну а дальше появлялся я, весь в белом, и брал свое. Так вот стою я на посту, жду очередного "нарушителя", он выезжает, я его торможу. А дальше начинается цирк. Я ему говорю: "Как же, товарищ водитель, нарушаете, под "кирпич" едете", а он в ответ: "Никакого "кирпича" тут нет, я уже второй раз тут сегодня еду". Я давай с ним спорить, а сам пытаюсь вспомнить, видел я сегодня этот знак или нет. В итоге поспорил с водителем на 50 долларов, пошли вместе смотреть "кирпич", а его и нету. Пришлось платить, хотя мужик отбивался, говорил, что денег никаких не надо", - вспоминает один из бывших инспекторов.
Как стать гаишником
Желающему вступить на нелегкую стезю служителя полосатого жезла для начала нужно обратиться в отдел кадров отдела внутренних дел по месту жительства. Там ему объяснят, что к чему и как действовать дальше, и дадут анкету, которую надо заполнить. Здесь-то и начинается проверка гражданина на профпригодность. Пока только общая. Если проверка пройдена, то кандидата в инспекторы ДПС направляют в учебный центр, а они имеются почти в каждом регионе страны.
В подмосковной Ивантеевке учат будущих инспекторов Москвы. Для Московской области их готовят в поселке Теряево Рузского района. Оба центра пользуются авторитетом. Вот рассказ бывшего слушателя курсов в Ивантеевском центре: "Получив направление на курсы в ОВД, я приехал в Ивантеевку. И тут началось! Медицинское освидетельствование прошел быстро, а вот проверка на психологическую пригодность к работе заняла много времени. Как только нас не мучили! В течение полутора недель мы приходили и отвечали на вопросы тестов. Какие? Ну, например, спрашивают: на асфальте трещины, вы их обойдете или перешагнете? Или: вы себя считаете умным или глупым? В общем, около 400 вопросов".
Пробиться в начальствующий состав ГИБДД без высшего образования практически невозможно. Раньше гаишники получали общее образование в высших учебных заведениях МВД. 7 декабря 2007 года в Орле был организован юридический институт, который стал специализироваться на подготовке специалистов для госавтоинспекции России. Он пока что единственный в стране.
Зарплаты
Сколько платят гаишникам*
14 000 рублей
Москва
8000 рублей
Московская область
6000 рублей
Санкт-Петербург
5000 рублей
Вологда
*Указаны ежемесячные зарплаты дорожного инспектора.
Источник: данные ГИБДД
Волшебная палка
История жезла
Первые регулировщики появились в Берлине в 1902 году, управляли они движением метровой белой палкой. Потом появился и жезл.
Сначала жезл регулировщика был красного цвета с желтой ручкой длиной 49 см. Поскольку им пользовались редко, то он был в чехле и помещался на ремне постового милиционера, располагаясь спереди на левой стороне. 27 апреля 1939 года циркуляром Управления рабоче-крестьянской милиции НКВД был введен черно-белый жезл регулировщика.
В 1980-е годы подполковником милиции Армаисом Тонояном был разработан "универсальный жезл для сотрудника ГАИ". Он имел пластмассовый корпус, а вместо белых полосок - номера угнанных машин, номера телефонов отделов УВД и позывные спецслужб. В бескомпьютерные времена это изобретение заменяло целую базу данных ГАИ. Кроме того, Тоноян вмонтировал в жезл фонарик, компостер для пробивания талонов нарушителей, а в его ручку - свисток.
Сейчас инспекторы заказывают жезлы в частных фирмах, занимающихся деревообработкой. Стандартный деревянный жезл стоит от 200 до 500 рублей с покраской. Если гаишник хочет что-нибудь посовременнее, например жезл с фонарем или подсветкой, то за него придется отдать от 3 до 6 тысяч рублей.