Прошли те времена, когда покупатель, подобострастно ловя взгляд продавца, был рад любой покупке. Теперь прилавки магазинов ломятся от товаров, потребителя зазывают в маркеты массированной рекламой. Но почему-то, как и прежде, нас обвешивают, обсчитывают, подсовывают бракованный товар. Противостоим ли мы этому? В большинстве случаев - нет. Виной тому правовая неосведомленность, а порой и обычная робость. Избавляйтесь, граждане, от этих недостатков, что, поверьте, несложно.
Главное - запомнить: любой магазин создан для покупателя, поскольку именно он содержит владельца магазина и работников прилавка. Значит, за свои деньги любой из нас вправе получить не только качественный товар, но и вежливое обслуживание.
Разберем для примера самую простую ситуацию. Допустим, придя домой, вы обнаружили, что купленный по дороге сыр (колбаса, мясо или другие продовольственные товары, перечень которых можно продолжать до бесконечности) пригоден для чего угодно, но не для еды. Что делать в этом случае?
Возвратиться в магазин с остатками некачественного товара. Здесь обязаны вернуть всю уплаченную покупателем сумму. Такой порядок предусмотрен "Правилами продажи отдельных видов товаров" (в редакции постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81). При этом не надо пугаться объявлений типа "Товары обмену и возврату не подлежат". Применительно к некачественной продукции они незаконны и, следовательно, не имеют никакой юридической силы.
Разумеется, человек, заматеревший в системе отечественной торговли, может сказать примерно следующее: "А если этот сыр куплен в другом магазине?" Обычно такое случается при отсутствии чека. Большинство покупателей выбрасывает его в услужливо приготовленные рядом с кассовым аппаратом коробочки. Зря. Наличие чека в рассматриваемой ситуации гарантированно избавило бы покупателя от многих хлопот. Конечно, можно апеллировать к пункту 28 "Правил продажи...". В феврале прошлого года этот пункт как раз был дополнен абзацем следующего содержания: "Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека или иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий". Пожаловаться на нерадивых продавцов можно в торгинспекцию. Раньше в соответствии с действовавшими в то время нормативными актами телефоны инспекции в обязательном порядке вывешивались в торговом зале. Ныне они по понятным причинам работниками торговли не афишируются.
И уж если спор затягивается, то надо обращаться в суд. На стороне потребителя будут не только вышеупомянутые Правила, но и положения Гражданского кодекса (например, статьи 159 и 493 ГК), а также - Закона "О защите прав потребителя".
В какой суд подать такие иски, решает сам потребитель. Можно в суд по месту жительства или месту пребывания истца, а можно и по месту нахождения ответчика или по месту причинения вреда. В этом случае истец освобождается от уплаты государственной пошлины. Исковое заявление пишется в двух экземплярах. В нем в числе прочих обязательных атрибутов указываются факт отказа продавца от удовлетворения требований покупателя, просьба вернуть деньги за некачественный товар и компенсировать моральный вред. Как показывает судебная практика, выиграть такое судебное дело - не проблема.
И последнее. Недавно на рассмотрение в правительство поступили поправки в Закон "О защите прав потребителей", которые в случае их принятия существенно повысят ответственность производителя и продавца. В документе сказано: производитель обязан обеспечить безопасность продукции, а продавец должен не только проверить эту информацию, но и предоставить покупателю полные данные о товаре. В противном случае виновные будут нести административную ответственность.