Не терпя юбилейных славословий, Галина Борисовна Волчек накануне своего 75-го дня рождения потихоньку смылась из Москвы в какую-то жаркую южную страну. Может загорать с чистой совестью, не опасаясь, что с "Современником" в ее отсутствие что-нибудь случится. Про Галину Борисовну рассказывают, что она тщательно следит за своим здоровьем и от случая к случаю прибегает к омолаживающим процедурам. Так вот: точно такими же молодильными яблочками она регулярно снабжает и собственный театр, благодаря чему тот и держится таким молодцом, несмотря на все передряги. Конечно, у "Современника" - в его-то возрасте - уже немало хронических заболеваний, но если бы не Волчек, то театр, вполне возможно, давно приказал бы долго жить. Вместо того чтобы оберегать "Современник" от новых опасных веяний, она регулярно распахивает его навстречу всем ветрам. Кто бы там ни появился на горизонте - какой-нибудь молодой драматург или, может, одаренный режиссер или подающая надежды актриса, Галина Борисовна тут как тут. Обладая потрясающим нюхом на все новое, она уверена: все лучшие творческие силы страны должны быть в "Современнике". Ее манифест - "Все для дома, все для семьи". Такой подход можно упрекнуть в известной эклектичности, но свои плоды он приносит: "Современник" по-прежнему остается статусным местом и одним из важных центров нашей театральной жизни. Есть подозрение, что почерк латвийского режиссера Римаса Туминаса или поляка Анджея Вайды не так уж близок Галине Волчек как режиссеру. Ведь она, выйдя в 1955 году из стен Школы-студии МХАТ, все-таки воспитывалась в традициях психологического театра. Но, будучи женщиной страстной и самоотверженной, она готова поставить крест и на своих актерских, и на режиссерских амбициях ради блага того театра, который она возглавила в 1972 году после ухода Ефремова во МХАТ. Верил ли кто тогда, что Галине Волчек удастся сберечь и сохранить "Современник"? Но она неизменно сохраняла веру в то, что "Современник" должен быть современным. Благодаря этому назло скептикам и победила.
реплика
Иосиф Райхельгауз, режиссер:
- Можно по-разному относиться к Галине Борисовне Волчек как к режиссеру, но ни один нормальный человек не станет оспаривать тот факт, что она выдающийся театральный строитель советского и постсоветского пространства. У Волчек есть одно очень важное качество: она не боится пускать в театр конкурирующих профессионалов. Когда "Современник" переживал трудные времена, она позвала туда Георгия Товстоногова и Анджея Вайду. В свое время она совершила фантастический поступок, сравнить который можно разве что с шагом Станиславского, обновившего МХТ при помощи молодых студийцев. Когда Олег Ефремов ушел из "Современника" во МХАТ и забрал с собою часть труппы, она могла просто переманить известных актеров, но поступила по-другому. Волчек позвала студентов-режиссеров - Валерия Фокина и меня, а также стала набирать совершенно неизвестных в то время актеров: Константина Райкина, Юрия Богатырева, Стаса Садальского, Марину Неелову. Благодаря этому театр обрел второе дыхание.
Марина Неелова, актриса:
- Мне все время приписывали родственные отношения с Галиной Борисовной Волчек: то я ее сестра, то племянница, то бедная родственница, то незаконнорожденная дочь. Но самой смешной была такая версия: мол, эта Неелова - жена режиссера Волчек. В одну из репетиций спектакля "Три сестры", когда Гафт отказывался меня целовать, Галина Борисовна говорит: "Что делать? Давай я тебя поцелую, если он не хочет". На что я ответила: "Нет уж, спасибо. Если вдруг кто-то из посторонних это увидит, тогда за всю жизнь не отмоешься".
Ольга Дроздова, актриса:
- Никогда не забуду забавный случай, связанный со спектаклем Теннесси Уильямса "Предупреждение малым кораблям". Так вот, американский режиссер Ричард Корли, который ставил этот спектакль на сцене театра "Современник", не хотел утверждать меня на роль Вайолет, потому что ему не нужна была красавица. И Галина Борисовна Волчек очень убедительно стала убеждать американца в обратном: "Да какая она красавица, посмотрите внимательнее: разве такой нос у красавиц, а губы, а глаза, а это ужасающая худоба?" И таким образом она его убедила. Мне, выпускнице Театрального училища имени Щепкина, провинциалке, не имеющей в Москве ни квартиры, ни прописки, ни мужа, ни родственников, какой, по сути, я и являлась, идея поcтупить в "Современник" казалась абсурдной и нереальной. К тому же меня, мягко говоря, смущал сам факт того, что театром руководит женщина. Вдобавок я знала, что в труппу недавно приняли пять молодых, талантливых и потрясающе красивых актрис, поэтому шансов у меня не было практически никаких. Хотя, конечно, я очень хотела оказаться на одной сцене с Мариной Нееловой, талантом и личностью которой бесконечно восхищаюсь. Конечно, для меня служба в "Современнике" - это подарок судьбы, который я стараюсь заслужить.