У него все впереди, хотя парень многое успел сделать очень много. В совершенстве выучил испанский, русский и, конечно, английский. Поиграл за юношеские сборные Колумбии и Англии. Поработал тренером. Претворял в жизнь свои же экологические инициативы. А ему лишь 16 лет!
Отец Алексея — Фернандо Рохас был вратарём любительских команд в Колумбии. Ещё занимался плаванием, боксом, баскетболом — везде хорошо разбирается. Мама, Юлия Федорущенко закончила балетную школу в Челябинске, играла в теннис, интересуется многими видами спорта. По профессии экономист. В России участвовала в конкурсе, победила и получила право на учебу в магистратуре университета в Ланкастере. Там получила степень, нашла работу. Компания проспонсировала рабочую визу
— Мы оба имеем университетское образование. — рассказала Юлия «Труду». — Фернандо занимается недвижимостью в разных странах. Я анализирую риски в компаниях, которые занимаются ветряной энергией. Алексей не без моего влияния увлекся темой заботы о природе. И увлечённо продвигает её в «Арсенале». В детской академии этого знаменитого футбольного клуба занимаются не только подготовкой спортсмена, но и общественными проблемами. Алексей в течение двух лет наравне со взрослыми сотрудниками футбольного клуба постоянно участвует в дискуссиях и семинарах — что можно и нужно поменять в инфраструктуре клуба в пользу экологии и энергосбережения. К его соображениям в «Арсенале» прислушиваются. Именно благодаря его настойчивости одноразовую пластиковую посуду заменили на бумажную, поставили разные урны для раздельного сбора мусора, лампочки накаливания заменили на энергоэффективные. Его идеи по экологии применяем и дома. Закупая продукты, всю упаковку стараемся оставить в магазине в специальных контейнерах. Кстати, в Великобритании проблемой мусора занимается гораздо активнее, чем в России.
До футбола Алексей с трех лет плавал в бассейне, играл в теннис. Параллельно под руководством папы осваивал футбольные навыки.
— В пять лет сам выбрал амплуа вратаря, — продолжает рассказ мама. — Записали в ближайшую футбольную школу в пригороде Лондона, в 10 минутах ходьбы от дома. Тренировался вечером, так что мы, придя с работы, водили его на тренировки. А когда 11-летнего Алексея, игравшего за эту команду, заметили скауты и пригласили в школу «Челси», отцу приходилось возить на тренировки далеко — в западную часть Лондона, полтора часа от дома. Папа работает по свободному графику. В «Челси» сын занимался по средам и пятницам, а остальные дни тренировался в своей «родной», ближайшей дому команде. А в какой-то период, для более стабильного прогресса, посчитали нужным возить на частные занятия к тренеру вратарей. Такая практика в английском юношеском футболе довольно распространена. Не только для вратарей, но и полевых игроков.
(Судя по объявлениям в интернете, в Лондоне цена частных занятий футболом — от 10 до 100 фунтов час, в зависимости от квалификации тренера, работает ли он с группой или индивидуально и т. д.)
Алексей тренировался в одной из команд «Челси», его ставили играть с ребятами на два года старше него. Но главную юношескую команду «аристократов» его не брали. Алексей продолжал выступать за местную команду, они выиграли все трофеи в своих турнирах, даже первенство Англии. Там его заметили скауты «Уотфорда» и «Арсенала». Побывал там и там, «Арсенал» больше понравился. В «Челси» есть общеобразовательная школа-интернат при клубе, где учатся воспитанники клуба. В «Арсенале» же все юные футболисты ходят в школы ближе к дому, а в клуб приезжают лишь на тренировки.
— Как в школе воспринимают пропуски Алексеем занятий из-за выездов на турниры?
— С пониманием. Дают сыну программу самостоятельных занятий, а по возвращению Алексея в школу учителя дополнительно занимаются с ним на переменах и в обеденное время. В школе ценят его спортивные успехи — постоянно о них объявляют. У них (как и всех других английских школах) есть своя команда, и когда нет турниров у юношеского «Арсенала» и у футбольного клуба, что рядом с домом, Алексей играет за школу. А ещё он там регулярно ведет просветительскую работу на тему экологии, и школьное начальство эту инициативу тоже поддерживает.
Алексей уже определился с профессией. Прошёл теоретическое обучение на онлайн курсах футбольных тренеров. Если продолжит занятия, то получит официально тренерскую квалификацию. Он уже предложил свои услуги «Арсеналу» и до пандемии занимался с 9-10-летними вратарями, а также тренирует команду своего младшего брата Ромео, который играет полузащитником. Не знаю — как других командах, но такого явления в «Арсенале» раньше точно не случалось. Трудится в клубе пока на общественных началах, но у Алексея уже есть несколько частных клиентов — юных вратарей, с которыми он занимается в индивидуальном порядке и получает деньги (правда, совсем небольшие: он делает это ради опыта, а не заработка). Кстати, в Англии это разрешено с 13 лет. А вот подписывать профессиональные контракты с клубами разрешается лишь с 17-и, и при условии, что закончил 11 классов школы (Для сравнения, Пеле и Марадона получали деньги по контракту с 15 лет. А британские законы стимулируют футболистов, чтобы они получили среднее образование — «Труд»).
Кстати, младший брат Ромео как агент помогает Алексею, но деньги на этом не зарабатывает — делает это лишь из любви к старшему брату. Не без участия Ромео был заключены контракты с производителями перчаток бутс, гетр, щитков, трусов. Деньги за рекламу Алексею (ввиду несовершеннолетия) не платят, но он бесплатно получает всю экипировку.
Алексей регулярно ездит с родителями в Челябинск к родителям мамы, а также в Колумбию. Фернандо родом из Боготы, но семья поездила по всей стране. Год назад Юлия связалась с РФС, предоставила всю информацию об Алексее, даже отрывки видео его игры. Аналогичные сведения отец отправил в федерацию футбола Колумбии. Латиноамериканцы проявили себя активнее россиян: в 15 лет Алексея уже вызывали в расположение колумбийской сборной U-17, 8 дней он там потренировался, провел 2 товарищеских матча.
— У моего сына остались приятные впечатления от колумбийских тренеров и сложились теплые отношения с руководством сборной, особенно наставником вратарей. — продолжает Юлия рассказ «Труду». — А по итогам матчей за «Арсенал» он вызывался на два сбора в команду Англии U-15 ещё в 2019. Играли матчи против юношеских команд известных клубов. Но есть разница в том, что в Колумбии работают с узким составом сборной, а в Англии ротация значительно активнее. Здесь поработали с Алексеем, занесли в списки и сказали, что в любой момент могут вызвать. А в России сложнее. По моей инициативе мы встретились в Москве с представителем сборной Сергеем Пестряковым (известный в прошлом футболист — «Труд»). Нам пообещали, что вызовут перед матчем с венгерскими ровесниками, потом обещали его взять в сборную России U-17. В итоге дело ограничилось отговорками на тему ковида.
А вот что рассказал нашему корреспонденту сам Алексей:
— Мой любимый вратарь — Марк Тер Стеген из «Барселоны» и Арон Рамсдейл, играющий в «Арсенале». Конечно, я хорошо помню и нашего Андрея Аршавина, хотя во время его выступлений за «Арсенал» я не предполагал, что сам окажусь в этом клубе. Сейчас больше всех нравится Матвей Сафонов. Молод, но чувствует себя очень уверенно в самых ответственных матчах. Хотелось бы, чтобы он превзошел Игоря Акинфеева. Игра вратарей по всему миру унифицировалась — тренируются по схожим методикам. Но мне кажется, для российского футбола характерно, что лучшие вратари не только отличались физическим и техническим уровнем, но и были лидерами на поле. Считаю это очень важным: вратарю лучше всех видна ситуация, и он должен постоянно руководить своими защитниками. Громким криком! Что я и стараюсь делать.
— Что удивило в России?
— Больше всего я бывал у бабушки и дедушки в Челябинске. Очень понравилась природа. И люди — все, кого я встречал, очень трудолюбивые. Кстати, мой папа невысокий, а уральский прадед — 1 метр 90. Сейчас мой рост 1,86, так что есть перспективы подрасти.
— Встречался российскими футболистами на поле?
— Пока нет. Ни в Англии, ни в других странах. Если не считать, что приезжая в Челябинск, я гонял мяч с местными. Плотно слежу за сборными России всех возрастов — их матчи показывают по британским телеканалам. За клубами РПЛ — лишь эпизоды на видео. В школе «Арсенала» много ребят, имеющих гражданство других стран помимо британского. Например, африканских. Но большинство выросли в Англии. Что касается российского футбола... У меня сложилось впечатление, что футбол в разных странах унифицируется. По стилю игры российские клубы сейчас отличаются от английских меньше, чем в 1990-х годах. В сборной Колумбии тренировки мне показались более тяжелыми физическими, а в английской — больше внимания на технику и тактику.
— Ты играешь в турнирах, где участники на пару лет старше тебя. Когда на ворота бежит взрослый мужик, не страшно бросаться ему в ноги?
— Я привык к этому с малых лет. Когда атакуют твои ворота, надо действовать так — как надо... А не смотреть на габариты соперников.
— Есть у тебя кумиры вне футбола?
— Мухамед Али и Майкл Джордан — хотя я в баскетбол играл лишь в школе, а боксом вообще не занимался. Оба обладали не только талантом, но и невероятной силой духа и смелостью, которые помогли преодолеть трудности и стать героями спорта. Я внимательно читал их высказывания по разному поводу. Многие из них справедливы и в отношении футболиста, да и любого человека, стремящегося к успеху. С удовольствием читаю художественную литературу, в основном на английском. Кроме известных всему миру британских авторов, в числе любимых — Роальд Даль (Roald Dahl). Его многие книги экранизированы. Даль воевал летчиком во Вторую мировую, ездил по всему миру. На разные темы пишет интересно и со знанием дела.
— Каким видишь своё будущее в футболе?
Мой клуб — «Арсенал». А в национальной сборной возможны три варианта — российский, колумбийский и английский. В юношеском футболе, по правилам ФИФА, игроку несложно поменять страну. Лишь после 21 года при переходе могут назначить карантин — запрет на какой-то срок играть за другую сборную.