Вероятно, скоро мы увидим Политехнический музей обновленным: чудо современных технологий в уникальном для России и одном из старейших в мире научно-техническом музее сотворит японская компания Naoko Kawamura&Junya Ishigami, совместно с компанией ARUP выигравшая конкурс проектов реконструкции здания. «Труд» сравнивает проекты-претенденты и рассказывает, что будет с Политехом в ближайшие семь лет.
Ровно 140 лет назад Московская городская дума выделила на строительство Политехнического музея 500 тысяч рублей и земельный участок на Лубянской площади. Уже год спустя во временном здании на Пречистенке открылся музей, созданный на основе фондов Политехнической выставки 1872 года. Тридцать лет строилось нынешнее здание — сегодня его три этажа вмещают 190 тысяч музейных предметов и 100 коллекций из различных сфер техники и научного знания. Впечатляет размах: вся площадь музея — около 39 тысяч кв. м, только экспозиции — 9 тысяч кв. м. Для сравнения: это почти два Манежа.
Разумеется, в памятнике истории и архитектуры федерального значения не позволяется серьезных переделок ни снаружи, ни внутри. Но современному музею в своем здании тесно, и сложно в таких условиях выполнить задание президента России: в 2010 году Дмитрий Медведев поручил правительству РФ разработать концепцию создания Музея науки на базе Политехнического музея.
Здание готовится к реконструкции, через год планируется Политех закрыть и начать работы, которые продлятся до 2016 года. Задача сложная: нужно уложиться в сумму 7,6 млрд. рублей — столько выделяют на реконструкцию здания из госбюджета. В
Новый Музей науки — прежний ПМ — в сердце мегаполиса должен вместить массу экспонатов и зрителей. Сейчас в музей приходит полмиллиона посетителей в год, а в дальнейшем этот поток должен увеличиться в разы. Музею важно вернуть былую славу — вспомним хотя бы лекции, поэтические вечера и диспуты в Большой аудитории, где выступали Маяковский и Бунин, нобелевский лауреат Илья Мечников и великий Нильс Бор, академики Вавилов и Ферсман, а еще Ахмадулина, Евтушенко, Окуджава: Увы, сегодня все признают: Политех отстал от времени. Ведь
Модернизация немыслима без общественных зон, где разместятся кафе и тематические магазины. В итоге публичное пространство музея должно вырасти на 40%, а его служебные помещения, напротив, сократиться наполовину. В старых залах трудно справиться с амбициозной задачей: увеличиться на 80–85% должны и пространство для общения, и образовательные зоны, а экспозиции — на треть. При этом сильно менять интерьеры музея нельзя — их облик вписан в историю, да и внешний вид здания стал хрестоматийным и охраняется по закону.
Но почему бы не подчеркнуть уникальность старого, оттенив его новаторскими методами? Все архитектурные
Все зодчие настаивают на роли ПМ в объединении городской среды. Новый Политех должен продолжить пространство столицы: сейчас серьезная проблема в том, что он идейно оторван от города, посреди которого стоит, как остров. А хорошо бы пустить сквозь музей пешеходные потоки, включить панорамы Москвы в экспозицию: посетитель ощутил бы себя сразу в двух измерениях — в гуще города и в пространстве истории науки. Кстати, все проекты предлагают выход из метро прямо в музейный вестибюль, а оттуда — на площади и в парки.
Наполнить залы движением, зеленью, подвесными конструкциями желала и «Студия 44». Но все же возобладал рафинированный экологический подход не без привкуса созерцательной философии Востока. Японцы выдвинули идею
Вот как оценил ее результат гендиректор Политехнического музея Борис Салтыков: «Поначалу проект Ishigami, его идея в русле „зеленой революции“ вызвали много вопросов, связанных в первую очередь с российским климатом, с географическим положением музея. Многим такие смелые замыслы казались малореализуемыми. Но архитекторы серьезно учли все замечания, доработали проект, и в итоге мы получили развернутое объяснение, подкрепленное авторитетным мнением опытнейшей компании ARUP, в сотрудничестве с которой выступает Ishigami. Очень важно, что это решение, с одной стороны, инновационное, а с другой — наилучшим образом сохраняет архитектуру старого здания и соответствует требованиям Минкультуры. Конечно, определенные опасения у нас еще остаются, что неудивительно, учитывая масштаб проекта. Теперь архитекторам предстоит сложная и очень важная работа по созданию подробного проекта реконструкции совместно с российским генеральным проектировщиком, которого тоже выберут на конкурсной основе».
Тревожит вопрос: не останется ли надолго Москва без Политеха? Музейщики успокаивают: «Пока конкретных сведений, куда мы переедем, нет, но ведутся переговоры с ВВЦ, где нам предложили разместить фонды и администрацию. Возможно, там же будет частично воссоздана экспозиция». ПМ намерен продолжить активное сотрудничество с другими музейными площадками и показывать свои редкие экспонаты на совместных выставках как в Москве, так и в регионах России.
Цифра
18,198 млрд. рублей составит поддержка столичными властями основной деятельности городских и окружных музеев и выставочных залов в 2011–2013 годах