Политех углубится в землю

Всем вариантам реконструкции знаменитого музея жюри предпочло японский сад

Вероятно, скоро мы увидим Политехнический музей обновленным: чудо современных технологий в уникальном для России и одном из старейших в мире научно-техническом музее сотворит японская компания Naoko Kawamura&Junya Ishigami, совместно с компанией ARUP выигравшая конкурс проектов реконструкции здания. «Труд» сравнивает проекты-претенденты и рассказывает, что будет с Политехом в ближайшие семь лет.

Ровно 140 лет назад Московская городская дума выделила на строительство Политехнического музея 500 тысяч рублей и земельный участок на Лубянской площади. Уже год спустя во временном здании на Пречистенке открылся музей, созданный на основе фондов Политехнической выставки 1872 года. Тридцать лет строилось нынешнее здание — сегодня его три этажа вмещают 190 тысяч музейных предметов и 100 коллекций из различных сфер техники и научного знания. Впечатляет размах: вся площадь музея — около 39 тысяч кв. м, только экспозиции — 9 тысяч кв. м. Для сравнения: это почти два Манежа.

Разумеется, в памятнике истории и архитектуры федерального значения не позволяется серьезных переделок ни снаружи, ни внутри. Но современному музею в своем здании тесно, и сложно в таких условиях выполнить задание президента России: в 2010 году Дмитрий Медведев поручил правительству РФ разработать концепцию создания Музея науки на базе Политехнического музея.

Здание готовится к реконструкции, через год планируется Политех закрыть и начать работы, которые продлятся до 2016 года. Задача сложная: нужно уложиться в сумму 7,6 млрд. рублей — столько выделяют на реконструкцию здания из госбюджета. В 2018-м музей обещают открыть заново. Каким будет его облик, решал попечительский совет ПМ: 14 октября на его заседании под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова назван победитель конкурса, прошедшего в три этапа. В целом на конкурс было подано 25 заявок, 7 из них — от российских компаний. В полуфинал вышли четыре архитектурных бюро, все именитые и не раз увенчанные лаврами. Помимо Ishigami это Leeser Architecture из США, петербургская «Студия 44», известная реконструкцией Главного штаба, и российско-голландский альянс Neutelings Riedijk Architecten/«Проект «Меганом». Обострилась борьба в октябре, когда жюри выбирало между проектом бюро Томаса Лизера, мастера создания музейных пространств, и японским музеем-парком. После доработки проекта победили японцы. Кстати, это архбюро в 2008 году получило сразу две международные премии — AR Awards for Emerging Architecture в Лондоне и премию Якова Чернихова в Москве, а в 2010-м удостоено приза «Золотой лев» на Венецианской биеннале архитектуры.

Новый Музей науки — прежний ПМ — в сердце мегаполиса должен вместить массу экспонатов и зрителей. Сейчас в музей приходит полмиллиона посетителей в год, а в дальнейшем этот поток должен увеличиться в разы. Музею важно вернуть былую славу — вспомним хотя бы лекции, поэтические вечера и диспуты в Большой аудитории, где выступали Маяковский и Бунин, нобелевский лауреат Илья Мечников и великий Нильс Бор, академики Вавилов и Ферсман, а еще Ахмадулина, Евтушенко, Окуджава: Увы, сегодня все признают: Политех отстал от времени. Ведь научно-технический музей будущего — это не столько витрины с безмолвными предметами, сколько мультимедийные экспонаты плюс интерактивная среда, собирающая вместе детей и взрослых, позволяющая «пощупать руками» феномены науки. В планах и оцифровка музейных фондов, и кардинальное обновление экспозиции.

Модернизация немыслима без общественных зон, где разместятся кафе и тематические магазины. В итоге публичное пространство музея должно вырасти на 40%, а его служебные помещения, напротив, сократиться наполовину. В старых залах трудно справиться с амбициозной задачей: увеличиться на 80–85% должны и пространство для общения, и образовательные зоны, а экспозиции — на треть. При этом сильно менять интерьеры музея нельзя — их облик вписан в историю, да и внешний вид здания стал хрестоматийным и охраняется по закону. Поэтому архитекторы вынуждены действовать в рамках дозволенного, но быть способными к полету фантазии.

Но почему бы не подчеркнуть уникальность старого, оттенив его новаторскими методами? Все архитектурные фирмы-финалисты выдвигали схожие проекты: прежде всего перекрыть внутренний двор, устроив экспозиции и в нем, оживить подземные помещения. Так, голландцы с нашим «Меганомом» предлагали создать «Город инноваций», где анфилада исторических комнат послужит хранилищем наследия прошлого и ареной для демонстрации нового, и все это под парящим в небе гигантским куполом — олицетворением будущего. Внутри застекленной, прорезанной изогнутыми стальными конструкциями подкупольной зоны можно было бы проводить вечера, презентации, ярмарки. Над головой у посетителя — разнообразные крылатые машины — от вертолетов до космических кораблей, благо их модели есть в собрании Политеха. Томас Лизер придумал подчеркнуть красоту центральной анфилады, с помощью гидравлики поднимая и опуская пол, сделать залы многофункциональными, насытить их светом через огнеупорные стекла. Эффектно было бы визуально связать разные зоны музея прозрачными потолками и полами, поразить туристов роскошными видами на Кремль в галерее «Небо». Правда, по своду реставрационных правил Москвы, стеклянная крыша не должна быть видна вблизи, зато издалека светящийся купол разгонял бы вечернюю тьму…

Все зодчие настаивают на роли ПМ в объединении городской среды. Новый Политех должен продолжить пространство столицы: сейчас серьезная проблема в том, что он идейно оторван от города, посреди которого стоит, как остров. А хорошо бы пустить сквозь музей пешеходные потоки, включить панорамы Москвы в экспозицию: посетитель ощутил бы себя сразу в двух измерениях — в гуще города и в пространстве истории науки. Кстати, все проекты предлагают выход из метро прямо в музейный вестибюль, а оттуда — на площади и в парки.

Наполнить залы движением, зеленью, подвесными конструкциями желала и «Студия 44». Но все же возобладал рафинированный экологический подход не без привкуса созерцательной философии Востока. Японцы выдвинули идею музея-парка, гостеприимно открытого для публики, с гибкими возможностями для трансформации, где в выигрышном свете предстали бы старинные артефакты. Часть помещений может уйти под землю, образуя дополнительное пространство для выставок и прогулок. Жюри подкупила элегантная простота и одновременно функциональность решений Ishigami, стремление сохранить исторический образ ПМ, готовность сочетать бережную реставрацию с технологиями будущего. Классический музей в исторической части ПМ, по их замыслу, должен дополнять открытый, вырастающий из-под земли музей-парк. В крытых дворах зодчие предложили создать зимний сад, по периметру окружить здание газонами. Россияне удивились: как же их сохранять в центре мегаполиса, перегруженном автомобилями, с нашей капризной зимой и тающим снегом? Эта головоломка и заставила жюри отправить проект на доработку.

Вот как оценил ее результат гендиректор Политехнического музея Борис Салтыков: «Поначалу проект Ishigami, его идея в русле „зеленой революции“ вызвали много вопросов, связанных в первую очередь с российским климатом, с географическим положением музея. Многим такие смелые замыслы казались малореализуемыми. Но архитекторы серьезно учли все замечания, доработали проект, и в итоге мы получили развернутое объяснение, подкрепленное авторитетным мнением опытнейшей компании ARUP, в сотрудничестве с которой выступает Ishigami. Очень важно, что это решение, с одной стороны, инновационное, а с другой — наилучшим образом сохраняет архитектуру старого здания и соответствует требованиям Минкультуры. Конечно, определенные опасения у нас еще остаются, что неудивительно, учитывая масштаб проекта. Теперь архитекторам предстоит сложная и очень важная работа по созданию подробного проекта реконструкции совместно с российским генеральным проектировщиком, которого тоже выберут на конкурсной основе».

Тревожит вопрос: не останется ли надолго Москва без Политеха? Музейщики успокаивают: «Пока конкретных сведений, куда мы переедем, нет, но ведутся переговоры с ВВЦ, где нам предложили разместить фонды и администрацию. Возможно, там же будет частично воссоздана экспозиция». ПМ намерен продолжить активное сотрудничество с другими музейными площадками и показывать свои редкие экспонаты на совместных выставках как в Москве, так и в регионах России.

Цифра

18,198 млрд. рублей составит поддержка столичными властями основной деятельности городских и окружных музеев и выставочных залов в 2011–2013 годах