"Труд" сообщал его подробности несколько месяцев назад. Сюжет его таков. Американским дипломатам приглянулся участок неподалеку от посольства США в Баку. Отцы города не возражали, ничего не имели против и жильцы дома, находившегося на территории, которая должна была отойти к посольству.
Посол, теперь уже бывший, Стенли Эскудеро запросил у конгресса сумму - 2,6 млн. долларов для того, чтобы расплатиться с жильцами. Конгресс не стал скупиться. Все бы хорошо, да вот только жильцы, теперь также бывшие, принялись писать во все инстанции о том, что они стали жертвой вопиющего обмана. Из упомянутых миллионов американского конгресса им так ничего и не перепало. К тому же они стали еще и бомжами.
Все эти факты подтвердились в ходе длительного судебного расследования, за которым в Баку следили, как за американским боевиком. И закончилось оно "хэппи эндом" - преступление наказано, справедливость почти восторжествовала. Заместитель мэра Баку И. Лагиджев, обвиненный в мошенничестве, превышении власти и взяточничестве, получил 12 лет строгого режима, остальные "герои" нашумевшего детектива схлопотали от 10 до 6 лет.
Потерпевшие, однако, не испытывают полного удовлетворения от исхода дела. Дело в том, что они настаивали на привлечении к судебной ответственности самого экс-мэра Рафаэля Аллахвердиева, а также экс-посла Стенли Эскудеро.
И не без оснований. Из показаний многочисленных свидетелей следовало, что успех операции по расширению территории американского посольства был обеспечен во многом благодаря их стараниям, а из 2,6 млн. долларов кое-что прилипло и к их рукам. Но Лагиджев держался на суде, как партизан на допросе, и шефа не выдал.
Совсем затерялись следы американского дипломата. После ухода в отставку он неожиданно объявился в Баку в качестве...бизнесмена, представляя одну из многочисленных американских нефтяных компаний. Однако перед самым судебным процессом он как сквозь землю провалился.
Бывшие жильцы не могут забыть, как Эскудеро размахивал перед их носом документом из конгресса о двух с половиной миллионах долларов, выделенных для расчета с ними. "Посол, конечно, рассчитался. С мэром, но не с нами", - констатируют безрадостный финал своей тяжбы 20 незадачливых бакинцев.