Главная Экономика 00:01 19 Мая 2023 11782
Ни Бе, ни ме, ни кукареку

Почему лучший в мире самолет-амфибия не прилетел тушить лесной пожар?

Анатолий Журин
Созданный четверть века назад иркутскими авиаконструкторами гидросамолет так и не встал на конвейер. Фото: Ольга Соколова, globallookpress.com

Только за один день этой недели в 26 регионах России службы МЧС с помощью местных властей ликвидировали 89 пожаров на площади 18 тысяч гектаров. Чрезвычайная ситуация сложилась в шести субъектах: на всей территории Курганской, Свердловской, Тюменской, Амурской областей, Хабаровского края, а также на севере Омской области. Особый пожароопасный режим установлен в 49 субъектах РФ, включая Подмосковье. Президент Владимир Путин провел оперативное совещание, где заявил, что решения многих вопросов, несмотря на регулярные обсуждения, откладываются чиновниками в долгий ящик — до новых стихийных бедствий.

Мы вроде бы к пожарам привычны, но стихийного бедствия таких масштабов в России не было давно. Площади лесных пожаров в мае втрое превысили прошлогодние показатели. Аномальная сухая погода и шквалистый ветер мешают остановить и локализовать бушующее пламя. Как сообщил глава ФБУ «Авиалесоохрана» Дмитрий Селин, на борьбу с огнем брошены до 650 тысяч человек и более 3 тысяч единиц техники. Целая армия!

Эксперты снова (в который раз!) призывают для спасения ситуации с лесными пожарами возродить институт лесничества — то есть признать стратегическую ошибку и попытаться ее исправить. Ведь после известных реформ на 850 млн гектаров российского гослесфонда осталось только 20 тысяч лесников, а должно быть как минимум в пять раз больше.

Пока чиновники чешут затылки, размышляя, как остановить огненную стихию и спасти подаренное нам природой богатство, на Урале вместе с лесами выгорают деревни. В Свердловской области к борьбе с огнем привлекли даже военные вертолеты Ми-8. За одну смену, по данным Минобороны, воздушные суда совершают до 12 сбросов воды общим объемом около 50 тонн. Положение отчаянное: в оказавшихся в зоне бедствия районах проживают более 50 тысяч человек, еще функционируют металлургические, обрабатывающие и сельскохозяйственные предприятия. По данным на конец апреля, в области сгорело 180 строений, преимущественная часть которых — жилые. Больше всего пострадало ставшее печально известным на всю страну масштабом огневого удара село Сосьва, где в огне погибли люди. Президент поручил восстановить в поселке лечебное учреждение и обеспечить погорельцев жильем. Но кто даст гарантии жителям других населенных пунктов, попадающих в огненное кольцо?

Спрашивается, а почему на борьбу с пожарами брошены военные вертолеты? Где наш знаменитый Бе-200, признанный лучшим в мире самолетом-амфибией?

Созданный четверть века назад иркутскими авиаконструкторами гидросамолет давно прошел сертификацию, но так и не встал на конвейер — как и пассажирские Ту-204, Ту-334, Ил-114. Внятных объяснений, почему это происходит, мы так и не получили от эффективных менеджеров, которые рулят российским авиапромом. По свидетельству создателя Бе-200 Александра Явкина, было выпущено всего два десятка амфибий. А ведь они уникальны по своим возможностям. Гидросамолет способен при скольжении по поверхности ближайшего водоема за 14 секунд наполнить баки 12 тоннами воды, максимально быстро доставить их и сбросить точно на очаг пожара.

Но даже Бе-200 один в поле (а точнее, в небе) не воин. Как говорил летчик-испытатель Валерий Крузе, демонстрировавший машину президенту России, существенный эффект от работы виден, когда с огнем борется целая эскад-рилья. Летящие друг за другом самолеты обеспечивают непрерывный процесс залива очага пожара. Они работают в цепочке, подобно людям, передающим на пожаре ведра с водой. Одиночный сброс мало что дает, потому что вода быстро испаряется. Пока самолет — а расстояния в нашей тайге сами знаете какие — возвращается с новой порцией воды, приходится все начинать с начала...

Сказанное неоднократно проверено опытным путем. Скажем, в 2021 году Бе-200 прекрасно себя показал при тушении пожаров в Греции, где действовал в составе международной воздушной флотилии. После получения сертификата типа, изданного в 2010 году Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) на самолет Бе-200ЧС-Е, впервые за десятилетия появилась возможность продвижения на мировой рынок российской авиатехники, превосходящей по своим характеристикам зарубежные аналоги. Самолет-амфибию были готовы покупать многие страны — Индия, Алжир, Австралия. Был подписан контракт на поставку 10 самолетов и с американской компанией ТТЕ International Inc. Но все ушло как вода в песок.

Несмотря на очевидные достоинства Бе-200 и на то, что никто в открытую не выступает против развития этого проекта, производство самолетов в настоящее время практически остановлено. В результате конкуренты в мировом авиапроме обходят нас уже не только в пассажирском сегменте, но и в создании гидросамолетов. Воспользовавшись затянувшейся паузой в продвижении Бе-200 на мировой рынок, китайская корпорация AVIC с 2009 приступила к разработке своего многоцелевого самолета-амфибии AG600. На него возлагаются задачи в том числе по тушению лесных пожаров путем доставки воды к месту возгорания из ближайшего водоема.

По данным российского МЧС, количество чрезвычайных ситуаций природного характера в мире ежегодно увеличивается на 4%, а экономические потери от них — почти на 11%. Так что за спасательными гидросамолетами будущее, необходимость в них будет только возрастать. Вот только, похоже, это будущее — не за нашими крылатыми пожарными.

Остается только процитировать Владимира Путина после его памятного полета на Бе-200 22 мая 2013 года: «Самолет не просто лучший — он уникальный. Подобных машин в мире нет, которые летают 700 км в час, воду берут прямо при глиссировании». С тех пор прошло ровно 10 лет. И что же? Горим, братцы, снова горим.

Прямая речь

Евгений Седов, авиатор

— Конструктор Александр Васильевич Явкин бьется за свой Бе-200 так долго, что руки опускаются. В голове не укладывается: за столько лет страна не смогла довести нужную машину до ума, до конвейера! Уже бы вовсю она могла бы зарабатывать за рубежом, если бы наши чиновники по каким-то причинам не тормозили ее производство и международную сертификацию. А ведь есть пример, когда изобретатели спутниковой связи с летающими аппаратами успешно преодолели тот же путь от самого начала и до сертификации созданного ими спутникового терминала в составе самолетов «Руслан», Ан-140, Ан-150, Як-42 и других. Это очень сложный и очень дорогой процесс. Но они сумели это пройти и получить сертификат МАК, который признала FAA — та самая американская служба сертификации, на которую так рассчитывали создатели Бе-200. Спутниковый терминал с российским сертификатом, признанным FAA, устанавливали даже на самолетах «Фалькон» в Британии. По-хорошему надо бы давно от общих слов и сетований перейти конкретным фамилиям тех, кто ставил палки в колеса, запрограммировав на целые десятилетия упущенные выгоды!

Юрий Тютрин, предприниматель, Хатанга

— Новых достойных самолетов для арктических и труднодоступных районов в ближайшее время ждать не приходится. Поэтому есть смысл использовать лучший в мире самолет-амфибию не только для тушения пожаров, но и для перевозки пассажиров. Он может работать и на колесах, и на лыжах. При посадках на водоемах Бе-200 не нужна ВПП — на стоянку он может выруливать по гидроспуску. Вспомним, что у нас после войны так использовались в Арктике американские гидросамолеты «Каталина», поставлявшиеся по ленд-лизу.

Экономика 00:01 / 11 Апреля 2025 7553
Деньги на мусор

Фактически мусоросборщики делают их из воздуха - точнее, изымают в принудительном порядке из карманов граждан

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
«Мусорная реформа» в России явно провалилась. Вопрос - где посадки? Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С 1 апреля 2025 года в России вступил в силу мораторий на проведение «весогабаритного контроля для двуосных и трехосных тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных...

Суд арестовал активы Анатолия Чубайса более чем на пять миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Анатолий Борисович мимо рта ложки не проносил. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Федеральная служба судебных приставов сообщила, что суд арестовал активы Анатолия Чубайса на сумму 5,6 млрд рублей. Осталось найти, где спрятал деньги бывший главный приватизатор России, председатель «Роснано» и специальный...

Декларируя борьбу с инфляцией, власти создают условия для ее роста

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

С 1 июля тарифы ЖКХ по всей России будут повышены в среднем на 11,9%. Об этом на прошлой неделе сообщил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам,...

Законы, ограничивающие аппетиты строительного бизнеса и близкого ему чиновничества, вредят развитию Москвы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал Генплан тормозом развития города. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На прошлой неделе на заседании президиума Госсовета по вопросу развития «инфраструктуры для жизни» мэр Москвы уже в практической плоскости озвучил давнюю мечту: отказаться от главного закона, по которому...

Граждане покупают только одну из трех готовых квартир. Остальные стоят пустыми

Александр Киденис
Труд
Потребность в жилье у россиян остается очень высокой. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Россия рискует остаться без новостроек: госкорпорация «ДОМ.РФ» прогнозирует сокращение ввода жилья к 2027 году на 30 млн кв. метров — это 28% от ввода жилой недвижимости в рекордном 2024-м,...

Экономика 00:01 / 04 Апреля 2025 4596
Дед Мазай и люди

Паводки всегда приходят нежданно 

Александр Киденис
Труд
Специалисты утверждают, что с природой нельзя только воевать. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Ровно год назад на Южном Урале в считаные часы стремительно затопило 190-тысячный город Орск: после прорыва земляной дамбы, обошедшейся почти в миллиард рублей, под водой оказались более 6700 домов, погибли пять человек (а в целом...

Экономика 00:06 / 25 Апреля 2025 4403
А олени лучше

Российский автомобильный рынок все больше напоминает начало 1990-х

Максим Башкеев
Труд
Рейтинг самых продаваемых «подержанок» возглавила родная вазовская «семерка». Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Помните такую песню Кола Бельды, с хитрым прищуром глаз утверждавшего, что лучшее транспортное средство у нас — олень? Если он и преувеличивал, то ненамного. Российский автомобильный рынок все больше напоминает...

У покупателей госактивов нет гарантий, что в какой-то момент купленное не отнимут - Бовт

Евгений Акатов
Труд
Георгий Бовт. Фото:© Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Чубайс в Израиле, но дело его живет. «У нас будет предложение по «большой приватизации», — сказал на коллегии Росимущества министр финансов Антон Силуанов. Размещенные на вкладах россиян...

В Петербурге транспортная реформа удалась. Ведь власти всерьез так считают

Ирина Смирнова
Труд
Половина жителей Питера добираются до работы и обратно домой как могут. Это - итог реформы. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В рамках реформы, которую продвигают питерские власти, с 1 апреля 2022 года общественный транспорт перешел на новую модель транспортного обслуживания, когда все «коммерческие» маршруты перевели на «социальные». К концу...

Экономика 00:11 / 11 Апреля 2025 4121
Удушающие объятия

В 1990-е годы Петербург прославился криминальными войнами. А 30 лет спустя - коммунальными

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Северную столицу захватывает коммунальная мафия. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Атаки рейдеров на дома крупнейшего мегаполиса год от года возрастают, число их жертв множится. Это засвидетельствовал и курирующий вопросы ЖКХ вице-губернатор Петербурга Евгений Разумишкин. Отвечая на вопросы горожан...

Обычное еще вчера мясо теперь станет «премиальным продуктом»

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

«Мы получили лучший урожай, но, к сожалению, ни в одной лавке, ни в одном магазине хлеб не подешевел ни на одну копейку», — было сказано в среду, 26 марта, в Госдуме...

Украина во главе с Зеленским так и не подписала окончательных документов по соглашению, а заодно и не желает завершать боевые действия, подчеркнул глава США 

Фото: © White House, globallookpress.com

Президент США Дональд Трамп выразил свое возмущение по поводу того, что Украина во главе с Владимиром Зеленским так и не подписала окончательную сделку по редкоземельным металлам. Также он обвинил украинского коллегу...

Прецедент с изъятием средств ранее уже произошел в Германии 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Суд Евросоюза в Люксембурге подтвердил, что запрет на ввоз наличных евро в Россию из ЕС распространяется даже на медицинские расходы. Об этом говорится в решении судебной инстанции, опубликованном в среду, 30 апреля. «Запрет на вывоз...

Оказывается, пока идешь через торговый зал магазина, товары могут подорожать в среднем процентов на 15

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Руслан Яроцкий/Ura.ru, globallookpress.com

На прошлой неделе по случаю заглянул в магазин OBI, что на 47-м километре МКАД. Взял с полок несколько товаров и, преодолев огромное пространство гипермаркета, оказался у кассы. А тут, как советуют знающие...

Президент США Дональд Трамп объявил, что началась экономическая революция

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Хозяин Белого дома пообещал соотечественникам историческую победу. Фото: Imago//CNP/MediaPunch, globallookpress.com

В начале апреля президент США подписал указ о введении «взаимных пошлин на импорт» из всех стран, где существуют тарифы на ввоз американских товаров. Трамп сообщил, что таким способом намерен вернуть триллионы...

Межправительственное соглашение о строительстве было подписано в июне 2024-го, в ходе визита Владимира Путина в КНДР

Фото: www.government.ru

Глава правительства РФ Михаил Мишустин запустил строительство автомобильного моста через реку Туманную в Приморском крае, который соединит Россию с Северной Кореей. Об этом в среду, 30 апреля сообщает Telegram-канал российского кабмина. Церемония...