Почему лучший в мире самолет-амфибия не прилетел тушить лесной пожар?
Только за один день этой недели в 26 регионах России службы МЧС с помощью местных властей ликвидировали 89 пожаров на площади 18 тысяч гектаров. Чрезвычайная ситуация сложилась в шести субъектах: на всей территории Курганской, Свердловской, Тюменской, Амурской областей, Хабаровского края, а также на севере Омской области. Особый пожароопасный режим установлен в 49 субъектах РФ, включая Подмосковье. Президент Владимир Путин провел оперативное совещание, где заявил, что решения многих вопросов, несмотря на регулярные обсуждения, откладываются чиновниками в долгий ящик — до новых стихийных бедствий.
Мы вроде бы к пожарам привычны, но стихийного бедствия таких масштабов в России не было давно. Площади лесных пожаров в мае втрое превысили прошлогодние показатели. Аномальная сухая погода и шквалистый ветер мешают остановить и локализовать бушующее пламя. Как сообщил глава ФБУ «Авиалесоохрана» Дмитрий Селин, на борьбу с огнем брошены до 650 тысяч человек и более 3 тысяч единиц техники. Целая армия!
Эксперты снова (в который раз!) призывают для спасения ситуации с лесными пожарами возродить институт лесничества — то есть признать стратегическую ошибку и попытаться ее исправить. Ведь после известных реформ на 850 млн гектаров российского гослесфонда осталось только 20 тысяч лесников, а должно быть как минимум в пять раз больше.
Пока чиновники чешут затылки, размышляя, как остановить огненную стихию и спасти подаренное нам природой богатство, на Урале вместе с лесами выгорают деревни. В Свердловской области к борьбе с огнем привлекли даже военные вертолеты Ми-8. За одну смену, по данным Минобороны, воздушные суда совершают до 12 сбросов воды общим объемом около 50 тонн. Положение отчаянное: в оказавшихся в зоне бедствия районах проживают более 50 тысяч человек, еще функционируют металлургические, обрабатывающие и сельскохозяйственные предприятия. По данным на конец апреля, в области сгорело 180 строений, преимущественная часть которых — жилые. Больше всего пострадало ставшее печально известным на всю страну масштабом огневого удара село Сосьва, где в огне погибли люди. Президент поручил восстановить в поселке лечебное учреждение и обеспечить погорельцев жильем. Но кто даст гарантии жителям других населенных пунктов, попадающих в огненное кольцо?
Спрашивается, а почему на борьбу с пожарами брошены военные вертолеты? Где наш знаменитый Бе-200, признанный лучшим в мире самолетом-амфибией?
Созданный четверть века назад иркутскими авиаконструкторами гидросамолет давно прошел сертификацию, но так и не встал на конвейер — как и пассажирские Ту-204, Ту-334, Ил-114. Внятных объяснений, почему это происходит, мы так и не получили от эффективных менеджеров, которые рулят российским авиапромом. По свидетельству создателя Бе-200 Александра Явкина, было выпущено всего два десятка амфибий. А ведь они уникальны по своим возможностям. Гидросамолет способен при скольжении по поверхности ближайшего водоема за 14 секунд наполнить баки 12 тоннами воды, максимально быстро доставить их и сбросить точно на очаг пожара.
Но даже Бе-200 один в поле (а точнее, в небе) не воин. Как говорил летчик-испытатель Валерий Крузе, демонстрировавший машину президенту России, существенный эффект от работы виден, когда с огнем борется целая эскад-рилья. Летящие друг за другом самолеты обеспечивают непрерывный процесс залива очага пожара. Они работают в цепочке, подобно людям, передающим на пожаре ведра с водой. Одиночный сброс мало что дает, потому что вода быстро испаряется. Пока самолет — а расстояния в нашей тайге сами знаете какие — возвращается с новой порцией воды, приходится все начинать с начала...
Сказанное неоднократно проверено опытным путем. Скажем, в 2021 году Бе-200 прекрасно себя показал при тушении пожаров в Греции, где действовал в составе международной воздушной флотилии. После получения сертификата типа, изданного в 2010 году Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) на самолет Бе-200ЧС-Е, впервые за десятилетия появилась возможность продвижения на мировой рынок российской авиатехники, превосходящей по своим характеристикам зарубежные аналоги. Самолет-амфибию были готовы покупать многие страны — Индия, Алжир, Австралия. Был подписан контракт на поставку 10 самолетов и с американской компанией ТТЕ International Inc. Но все ушло как вода в песок.
Несмотря на очевидные достоинства Бе-200 и на то, что никто в открытую не выступает против развития этого проекта, производство самолетов в настоящее время практически остановлено. В результате конкуренты в мировом авиапроме обходят нас уже не только в пассажирском сегменте, но и в создании гидросамолетов. Воспользовавшись затянувшейся паузой в продвижении Бе-200 на мировой рынок, китайская корпорация AVIC с 2009 приступила к разработке своего многоцелевого самолета-амфибии AG600. На него возлагаются задачи в том числе по тушению лесных пожаров путем доставки воды к месту возгорания из ближайшего водоема.
По данным российского МЧС, количество чрезвычайных ситуаций природного характера в мире ежегодно увеличивается на 4%, а экономические потери от них — почти на 11%. Так что за спасательными гидросамолетами будущее, необходимость в них будет только возрастать. Вот только, похоже, это будущее — не за нашими крылатыми пожарными.
Остается только процитировать Владимира Путина после его памятного полета на Бе-200 22 мая 2013 года: «Самолет не просто лучший — он уникальный. Подобных машин в мире нет, которые летают 700 км в час, воду берут прямо при глиссировании». С тех пор прошло ровно 10 лет. И что же? Горим, братцы, снова горим.
Евгений Седов, авиатор
— Конструктор Александр Васильевич Явкин бьется за свой Бе-200 так долго, что руки опускаются. В голове не укладывается: за столько лет страна не смогла довести нужную машину до ума, до конвейера! Уже бы вовсю она могла бы зарабатывать за рубежом, если бы наши чиновники по каким-то причинам не тормозили ее производство и международную сертификацию. А ведь есть пример, когда изобретатели спутниковой связи с летающими аппаратами успешно преодолели тот же путь от самого начала и до сертификации созданного ими спутникового терминала в составе самолетов «Руслан», Ан-140, Ан-150, Як-42 и других. Это очень сложный и очень дорогой процесс. Но они сумели это пройти и получить сертификат МАК, который признала FAA — та самая американская служба сертификации, на которую так рассчитывали создатели Бе-200. Спутниковый терминал с российским сертификатом, признанным FAA, устанавливали даже на самолетах «Фалькон» в Британии. По-хорошему надо бы давно от общих слов и сетований перейти конкретным фамилиям тех, кто ставил палки в колеса, запрограммировав на целые десятилетия упущенные выгоды!
Юрий Тютрин, предприниматель, Хатанга
— Новых достойных самолетов для арктических и труднодоступных районов в ближайшее время ждать не приходится. Поэтому есть смысл использовать лучший в мире самолет-амфибию не только для тушения пожаров, но и для перевозки пассажиров. Он может работать и на колесах, и на лыжах. При посадках на водоемах Бе-200 не нужна ВПП — на стоянку он может выруливать по гидроспуску. Вспомним, что у нас после войны так использовались в Арктике американские гидросамолеты «Каталина», поставлявшиеся по ленд-лизу.