Цена конфликта
14 бывших сотрудниц авиакомпании участвуют в голодовке
356 млн. рублей общая сумма задолженности перед сотрудниками "Красэйр"
3,7 млн. рублей требуют выплатить бортпроводницы
80-120 тыс. рублей составляли зарплаты бортпроводниц в 2008 году
2500 человек работали в "Красэйр" до разорения компании
Источник: данные бортпроводниц и Федерации профсоюзов Красноярского края
Проблемы у авиакомпании начались еще в прошлом августе, а к сентябрю из-за долгов за топливо самолеты "Крас-Эйр" перестали летать. Тогда же впервые в компании не выплатили зарплаты летному составу и бортпроводникам. В ноябре "КрасЭйр" и вовсе лишилась лицензии, часть летчиков перешла в авиакомпанию "Атлант-Союз", а остальные остались без работы.
Как рассказали "Труду" голодающие, в ноябре почти все они ушли в отпуск, благо у стюардесс он 70-дневный. При этом отпускные им не перечислили. Руководство компании обещало погасить задолженность по зарплате, а также выплатить отпускные и выходное пособие к февралю-марту, но пока деньги получили лишь часть пилотов, а бортпроводницы, восьмой месяц живущие без зарплаты, снова остались не у дел. Именно этот факт и подвигнул стюардесс отказаться от еды до выплаты всех долгов.
Голодовка началась в прошлый четверг. 17 бортпроводниц, отчаявшись получить деньги, решились на крайние меры. Они собрались в однокомнатной квартире одной из стюардесс, принесли матрасы и воду и отказались от еды. В пятницу одну из женщин увезли в больницу с гипертоническим кризом. Еще одна участница акции сама прекратила голодовку, поверив властям, которые заверили: деньги перечислят в понедельник. Вчера еще одна проводница прекратила голодовку из-за проблем с давлением. "Давление у нас у всех скачет - у кого 105, у кого 200. Пообещали нам, что с завтрашнего дня будет доктор приходить, заведет амбулаторные карты, будет уколы ставить", - рассказала "Труду" бортпроводница Ирина Третьякова. Квартира пропахла "Корвалолом": уходит по 10 бутылочек в день. На столе лежат вскрытые упаковки "Альмагеля" и других таблеток - у многих начались проблемы с желудком. К 14 голодающим женщинам каждый день приходит "группа поддержки" - другие бортпроводники, так что в маленькой квартире не протолкнуться. Они приносят воду и новые лекарства.
Авиакомпания "КрасЭйр", один из крупнейших авиаперевозчиков России, не знала проблем до августа 2008 года. Зарплаты стюардесс с учетом "суточных" - оплаты дней, проведенных на вылете где-нибудь в Китае или на Мальдивах, - доходили до 80-120 тысяч. "У нас неплохие были заработки, нормально жили, что уж говорить. Люди покупали квартиры, машины, мебель, многие взяли кредиты, ипотеку. Никто же не думал, что будет кризис! А сейчас вещи приходится закладывать - стыдно говорить, даже золотые украшения заложили", - рассказывает бортпроводница Валентина Михеева.
В августе из-за долгов за топливо начались отмены рейсов. В сентябре-октябре самолеты авиакомпании еще продолжали летать, но к концу октября пилоты отказались совершать рейсы, потому что с сентября не видели зарплаты. В ноябре у "КрасЭйр" отозвали летную лицензию, а суд Красноярска начал дело о банкротстве (финальное слушание назначено на 21 мая). С тех пор сотрудники компании - 2500 человек - ждут денег. Это зарплаты за сентябрь и октябрь, "суточные", отпускные и компенсация в размере трех зарплат по сокращению. Часть сотрудников перешла в авиакомпанию "Атлант-Союз", но остальным работы не нашлось. "Молоденькие бортпроводницы устроились. А нам 38-45 лет, у нас стаж по 20-25 лет, в этом возрасте нас уже не возьмут стюардессами. Ситуация безнадежная, у нас кончились силы", - объяснила одна из голодающих Ирина Третьякова. В ноябре она и многие другие сотрудники авиакомпании ушли в отпуск, поэтому сокращения начались только в марте.
С того времени стюардессы стоят на бирже труда, но никакой работы им до сих пор не предложили. "У бортпроводниц пенсия - с 45 лет, так что нам как пенсионерам работу даже не предлагают, - объясняет причину вынужденного безделья стюардесса Ольга Лебедева. - Я знаю, что некоторые девушки устроились в "Дальавиа", кто-то в Москву уехал, но им всем лет по 30. А остальным, кто на нашей бирже труда стоит, работу только на 6-7 тысяч предлагают, квас продавать или вроде того".
Желудок болит и давление высокое
Долг в 356 млн. рублей погашают по мере продажи имущества разорившейся авиакомпании. "Есть общая схема для всех работников, согласно которой долги гасятся поэтапно всем без исключения - сначала зарплаты и отпускные за сентябрь, затем за октябрь и так далеее, а потом уже речь будет идти о компенсациях. Это единообразный подход ко всем", - объясняет председатель Федерации профсоюзов Красноярского края Олег Исянов. В реальности эта схема работает с перебоями: в апреле очередной транш - 24,4 млн. - был почему-то выплачен работникам, которых перевели на работу в авиакомпанию "Атлант-Союз". Это стало последней каплей для стюардесс, которые уже 8 месяцев сидят без зарплаты.
"Я никогда в жизни не сидела на диете - привыкла держать себя в весе. Первые два дня тяжеловато было. Сейчас водички вечером попьем - и ложимся. Вот только желудок болит и давление высокое", - голос у бортпроводницы Валентины Михеевой слабый.
Стюардессы не собираются прекращать голодовку до тех пор, пока разорившаяся компания не погасит полностью всю задолженность по зарплате. Первоначально они были согласны прекратить акцию протеста, как только на счета компании "Покровские ворота", управляющей активами "КрасЭйр", начислят очередной транш в 60 млн. рублей. Теперь они добиваются полного погашения долгов перед бывшими бортпроводниками. Их позиция ясна: 60 млн. рублей, которых так ждут теперь все работники "КрасЭйр", хватит только на то, чтобы выплатить зарплаты за сентябрь и часть октября. Поэтому проводницы требуют денег конкретно для себя, а не в общем порядке - это 3,7 млн. рублей.
Министр промышленности и энергетики Красноярского края Денис Пашков сообщил, что 60 млн. уже поступили в банк, и пообещал, что деньги появятся на зарплатных карточках голодающих в среду. Но стюардессы хотят гарантий, что получат деньги, причем в полном объеме.
Мнение
Юрий Швыткин, депутат Законодательного собрания Красноярского края:
- Я был вчера у голодающих и говорил им, что 60 млн. рублей перечислены. Они поступят на счет всех работников "КрасЭйр" к среде - мы не делаем различия между стюардессами и другими служащими. Я понимаю стюардесс, которых столько времени кормят "завтраками". Но если выплатить деньги целенаправленно им, мы создадим прецедент. А если другие тоже начнут объявлять голодовку - пилоты, наземные службы?
Фокус "Труда"
Кого берут в бортпроводники:
- девушки (рост 174-180 см) и юноши (рост 175-188 см) до 35 лет;
- владение одним или несколькими иностранными языками - Intermediate 600 часов (приоритетным является английский язык);
- желательно высшее образование (авиационное, медицинское, актерское, филологическое, юридическое, социальные сферы);
- наличие одного или нескольких допусков к работе на воздушных суднах.
Источник: данные авиакомпаний