Вчера на сайте Министерство образования был опубликован доработанный проект стандартов для старшей школы, сообщает «Российская газета». Опубликованный проект — уже третий появившийся в результате всеобщего обсуждения. Несмотря на то, что неизменной осталась первоначальная идея — возможность выбирать дисциплины и изучать их на разном уровне, в проекте появились новые детали, которые достаточно сильно изменяют привычную жизнь школьников. Впрочем, определенные моменты, вызывавшие множество вопросов, как у родителей, так и у педагогов
Изначально предполагалось, что в российских школах будет три обязательных предмета — Физкультура, Основы безопасности жизнедеятельности, а также абсолютно новый и неизвестный предмет «Россия в мире». У нового урока сразу же нашлись несколько принципиальных противников, сомневающихся в необходимости его введения. Свое мнение они аргументировали прежде всего тем, что предмет незнаком самим учителям, нет учебников и программы. Кроме этого, опасения вызывало то, что «Россия в мире» будет просто напросто дублировать знания, полученные на уроках истории и обществознания.
Минобрнауки в новом проекте стандарта попыталась
Много споров в предыдущем варианте проекта вызвал и тот факт, что, в принципе, школьник вполне мог себе позволить в старших классах вообще не изучать русский язык. Благодаря доработкам Министерства образования этот пробел устранен. Отныне школьник обязан выбрать не менее одного предмета из областей «Филология» и «Математика и информатика», при этом русский язык и математика обязательны. Несмотря на всю позитивность нового пункта, в нем есть и подводные камни: русский язык и литература будут преподаваться только на базовом и профильном уровне, тогда как математика на интегрированном.
Основным нововведением, стал пункт, согласно которому отныне учащимся придется сдавать сразу три обязательных ЕГЭ. К уже привычным русскому языку и литературе прибавится еще и иностранный язык. В то же время экзамены по другим дисциплинам можно будет сдавать в обычной форме. Впрочем, есть одна, весьма существенная проблема. Дело в том, что иностранный язык на высоком уровне преподается далеко не во всех российских школах. Какой предмет будут сдавать школьники из глубинки остается неясным.
Как и ожидалось, авторы проекта, которые к слову разрабатывали и два предыдущих, никак не изменили положение об ОБЖ и Физкультуре. Предметы так и остались обязательными, и выделены в отдельную предметную область. Всего в учебном плане будет 9 — 10 предметов, 3 — 4 из которых школьникам придется изучать на профильном уровне. Несмотря на изменения, которые претерпел проект, основные его положения, вызвавшие столь негативную реакцию, остались неизменными. Россияне тоже относятся к закону весьма скептически. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, положительно оценивают новые стандарты образования всего 22% россиян, тогда как против выступает 51% опрошенных.
Мнение
Олег Смолин, депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:
- Я выскажу непопулярную точку зрения: выпускных экзаменов должно быть больше. Но они должны проводится не в форме ЕГЭ. Кроме существующих -русского языка и математики я бы сделал еще обязательным экзамен по истории и литературе. Причем, экзамен по литературе по желанию учащегося можно проводить в одной, из двух форм: или сочинения или устного экзамена.
Иностранный язык в качестве обязательного я бы вводить не стал. Один человек, в достаточно жесткой, и пусть немного радикальной форме высказал свое мнение о новых образовательных стандартах: раб должен быть физически здоров и знать язык хозяина. И пусть это не совсем верно, необходимо признать, чтио если человек планирует всю жизнь жить и работать в России, то иностранный язык ему не нужен. Так что, несмотря на то, что авторы исправляют некоторые нормы, они изменяются не в лучшую сторону.
Что касается нагрузки на школьников, то, разумеется, она увеличится. Каждый экзамен ЕГЭ - дополнительный стресс для учащегося. Вопрос стоит в том, а целесообразна ли эта нагрузка?
Для решения проблемы, что делать со школами в которых нет иностранного языка у министерства Образования есть единственный выход - снижать баллы. Об этом давно идут разговоры, и, по всей видимости, их скоро повысят. То есть, 40 баллов из ста - это уровень тройки. Министерство планирует снижать до уровня 20 - 21 балла, уровня даже не двойки, а еденицы. А после, видимо, понизят до 15 баллов, что уже не единица, а 0,5.